Обеспечение устойчивого развития и роста бизнеса в быстро меняющейся среде, в условиях кризиса требует навыков управления рисками не только от компаний финансового сектора, но и от компаний реальных секторов экономики. Сегодня управление рисками является значимым элементом стратегии развития компаний. Знание типологии и причин возникновения рисков, методологий оценки уровней рисков, подходов к снижению рисков за счет таких методов, как диверсификация, ограничение, передача, хеджирование, локализация, резервирование, страхование, подходов к учету рисков при оценке стоимости бизнеса позволит обеспечить не только устойчивое развитие на больших горизонтах планирования, но и увеличение стоимости компании на рынке. Существенным инновационным элементом курса является освоение современных методов анализа данных и информационных технологий, актуальных для управления рисками компании. Курс направлен на формирование у магистрантов комплекса знаний в области качественного и количественного анализа корпоративных рисков, навыков разработки методов реагирования на риски и корпоративных страховых программ. Дисциплина «Управление устойчивостью бизнеса» адресована студентам, которые решили связать свою карьеру с работой в коммерческих организациях из различных секторов экономики. Знания, полученные в ходе изучения данного курса, а также сформированные навыки, могут быть использованы в работе аналитических департаментов, департаментов планирования, для поддержки принятия решений на различных уровнях управления организаций. В рамках курса «Управление устойчивостью бизнеса» предполагается изучение: • методических основ риск-менеджмента; типология корпоративных рисков: стратегический, рыночный, производственный (операционный), финансовый, инвестиционный, инновационный; • международных и национальных стандартов по управлению рисками; • методических аспектов диагностики рисков; основных процедур диагностики корпоративных рисков; классификации факторов риска; • основ измерения рисков; системы показателей оценки рисков; классификации методов оценки рисков; качественного анализа рисков; • количественного анализа рисков и его методов: дисконтные методы, вероятностно- статистические методы, имитационное моделирование; • методов принятия решений в условиях неопределенности; модели Вальда, Сэвиджа, Гурвица, Corporate metrics. • ключевых показателей риска, экономических моделей рисков: модели SVA, экономической добавленной стоимости (EVA), прибыли компании с учетом риска (EaR), стоимости под риском (VaR), CorporateMetrics; • методов и инструментов реагирования на риски: диверсификация, ограничение, передача, хеджирование, локализация, резервирование, страхование; • страховой защиты компании: типология видов страхования рисков, самострахование, перестрахование, кэптивное страхование; • комплексного использования финансовых инструментов для реагирования на риски; • современных методов анализа данных для управления уровнем рисков; • информационных технологий в управлении рисками. ERM – системы. В результате освоения дисциплины студент должен: • знать типологии и причины возникновения рисков, методологии оценки уровней рисков; подходы к снижению рисков за счет страхования, распределения рисков и самострахования, подходы к учету рисков при оценке стоимости бизнеса; • иметь навыки диагностирования и картографирования релевантных рисков и техники их анализа; • иметь представление о разработке и функционировании корпоративных систем интегрированного управления рисками. При решении указанных выше задач желающие смогут не только изучить различные аспекты данной темы, но и ознакомиться с современными методами анализа данных. Результатом освоения курса является формирование грамотных специалистов, которые могут легко интегрироваться в работу различных коммерческих организаций и обеспечить рост их устойчивости и экономической эффективности. Базовая литература: 1.Шоломицкий, А.Г. Теория риска. Выбор при неопределенности и моделирование риска : Учеб. пособие для вузов / А.Г. Шоломицкий . – М. : ГУ ВШЭ, 2005. – 400 с. 2.Дамодаран, А. Стратегический риск - менеджмент. Вильямс, 2010. 3.Коупленд, Т. Стоимость компаний: оценка и управление : пер. с англ. / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин . – 3-е изд., доп. и перераб . – М. : Олимп- Бизнес, 2005. – 576 с. 4.М. Круи, Д. Галай, Р. Марк. Основы риск-менеджмента. М.: Юрайт, 2011. 5.Страхование. Учебник под редакцией проф. Т.А.Федоровой, М.: Экономистъ, 2009. 6.Amit Mehta, Max Neukirchen, Sonja Pfetsch, Thomas Poppensieker Managing market risk: Today and tomorrow. McKinsey Working Papers on Risk, Number 32. May 2012. Язык преподавания — русский. Целевая аудитория — для тех, кто связывает свою карьеру с аналитической деятельностью Модули проведения занятий — 3 Территория проведения занятий — ул. Шаболовка, 26