Литература и религия Древнего Востока: Междуречье, Египет, Левант

Первый раздел курса посвящен литературе и религии Древнего Египта. Древнеегипетская литература – одна из древнейших в мире. Замечательна она по многим причинам: это и колоссальный хронологический период от эпохи Древнего царства (прим. XXVII в. до н.э.) до коптского времени (прим. V в. н.э.); и значительное число (многие и многие десятки) оригинальных текстов; и разнообразие жанров (от басен и сказок до объемных повестей с описанием личных переживаний).

Самые ранние из рассматриваемых литературных текстов, это автобиографии (напр., Уни, Хуфхора и др.), в которых их создатели осмысляют свой жизненный путь и собственное место в системе Египет – царь – родной город. Кроме того, сказки и поучения эпохи Древнего царства, представляющие эпический род литературы, демонстрируют целый пласт народной духовной культуры, понятной каждому тогдашнему жителю долины Нила. На примере таких произведений, как «Рассказ Синухета» и «Разговор разочарованного со своим двойником» эпохи Среднего царства можно проследить влияние драматических событий той эпохи на человека и его осознание собственной ничтожности перед лицом истории. В эпоху Нового царства расцветают эпопеи, опирающиеся на реальные походы египетского войска в далекие страны (например, «Поэма Пентаура»), а также мифологический жанр, засвидетельствованный в многочисленных описаниях Другого мира. Демотическая литература интересна своими баснями, главными героями которых выступают животные, что ставит вопрос о влиянии на эзоповские басни в частности и на древнегреческую литературу в целом.

Литературный материал из древнего Египта дает возможность проследить становление и эволюцию литературных форм, а также поставить ряд важнейших для литературоведения вопросов: об авторстве, о критерии выделения жанров, о влиянии устного творчества на письменную литературу, о зарождении театра из религиозных практик и др.


Вторая часть этого семестрового курса знакомит слушателей с литературными традициями Древнего Междуречья. История месопотамской литературы насчитывает два с половиной тысячелетия. Наиболее ранние произведения относятся к XXVI в. до н. э., наиболее поздние – к I в. до н. э. На протяжении этого времени в Месопотамии сменилось несколько литературных канонов: от безыскусных шумерских мифов середины III тыс. до н. э. до позднейших философических сочинений на аккадском языке. В общей сложности сегодня известно более тысячи шумерских и аккадских литературных произведений. Наиболее значимые из них будут подробно обсуждаться на занятиях. Речь идет, в частности, об «Эпосе о Гильгамеше», одном из ключевых произведений древневосточной словесности. Слушатели познакомятся как с аккадской версией Эпоса, так и с предшествующими ей шумерскими поэмами о Гильгамеше.

Планируется осветить также и социально-исторический контекст месопотамской литературы. Учащиеся узнают о том, как велось преподавание в вавилонских школах, как были устроены древние библиотеки (например, библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии) и кем были читатели этих библиотек, как осмыслялись в литературе события политической жизни (в том числе исторические катастрофы) и многое другое.


Понимание истории древнееврейской религии немыслимо без знания ее историко-культурного контекста. К сожалению, наши знания о других народах древней Сирии и Палестины (ханаанеях, арамеях, финикийцах) крайне фрагментарно: эти народы писали преимущественно на коже и папирусе - материалах, которые в климате Восточного Средиземноморья быстро гибнут. Исключением является древний Угарит эпохи поздней Бронзы (XV-XIII вв. до н.э.). Здесь, в городе-государстве Угарит, располагавшемся на берегу Средиземного моря (совр. Рас Шамра, Сирия) сложилась космополитичная культура, в облике которой проявились влияния как ближневосточных, так и средиземноморских традиций. В отличие от большинства народов древней Сирии и Палестины, жители Угарита писали клинописью на глине. В архивах из Угарита были найдены тексты на семи языках: угаритском, аккадском, шумерском, древнеегипетском, хурритском, хеттском и кипро-минойском. Интерес ученых к угаритским текстам во многом определяется тем, что в них обнаруживается много содержательных и формальных параллелей с текстами Ветхого Завета.