Что ждать от второго семестра? Выпускники майнора – о курсах «История музейно-выставочного дела» и «Профессии в культурной индустрии»

Уже на этой неделе студенты майнора первого года обучения приступят к изучению курса по истории музейно-выставочной деятельности под руководством преподавателя программы и директора Музея Москвы Анны Трапковой, а студенты второго года – начнут знакомство с профессиональным устройством культурной индустрии. Мы спросили выпускников первого и второго наборов майнора, чем для них запомнились эти курсы.  

Что ждать от второго семестра? Выпускники майнора – о курсах «История музейно-выставочного дела» и «Профессии в культурной индустрии»

Фото: Марк Боярский

В рамках курса «Профессии в арт-мире» [так раньше назывался курс «Профессии в культурной индустрии»] было очень интересно узнавать о, казалось бы, не самых видимых работниках музея: от специалистов по работе с аудиторией до фандрайзеров и технического директора. На меня сильное впечатление произвел семинар в атриуме Гаража, когда мы обсуждали инсталляцию Моники Сосновской «Упражнения на конструкцию. Сгибание» и говорили о том, как эта работа производилась и монтировалась, какие были сложности и с чем пришлось столкнуться команде инсталляторов музея. 

Но, конечно, самые сильные и теплые воспоминания у меня связаны с курсом Анны Владимировны Трапковой. «Конечно» – потому что этот курс во многом определил круг моих профессиональных и личных интересов: я поняла, что хочу изучать музеи как институции, исследовать те проблемы, с которыми они сегодня сталкиваются. В результате мой бакалаврский диплом был посвящен тому, как устроена общественно-политическая и музейная дискуссия о перемещенном колониальном искусстве и проблеме его реституции во Франции и Германии. И я уверена, что этого диплома – равно как и исследовательских проектов в области museum studies – в моей жизни не случилось бы, не будь этого курса. 

Анна Шведова, выпускница майнора и бакалаврской программы «История искусств»

Иван Ерофеев. © Музей современного искусства «Гараж»

Если спросить, чем я больше всего горжусь по итогам обучения в университете, то это конспектами с майнора, особенно – с лекций Анны Владимировны Трапковой. Моя основная программа даже не была связана с искусством, но этот гугл-документ – как настольная книга, к которой регулярно возвращаешься по разным причинам: для работы, проектов. И даже в курсовых оформление сносок по ГОСТу – из лекций Анны Владимировны.

Еще я ждала с друзьями курс о профессиях как того, что могло бы нам помочь выбрать профессиональную траекторию. Но лично у меня в итоге развеялся романтизированный образ работы в музее, потому что всё оказалось не так просто и не все к этому готовы. В любом случае, курс стал полезным знакомством с классными профессионалами и их опытом. А по семинарам с Варей Корнеевой и Егором Саниным из отдела по работе с аудиторией я скучаю до сих пор!

Вероника Власова, выпускница майнора и бакалаврской программы «Реклама и связи с общественностью»

 

Обычно специфику работы в культурной индустрии приходится изучать самостоятельно, пытаясь нащупать сферу работы, которая воодушевляет именно тебя. Курс «Профессии в арт-мире» сильно облегчает эту задачу. На каждой лекции студент майнора знакомится со специалистами из разных отделов работы музея «Гараж». Это крутая возможность узнать про различные обязанности, перспективы определенного поля работы, спросить про проблемы, с которыми можно столкнуться. Я лично очень благодарна за советы по ресурсам и книгам, а также обратную связь от лекторов. 

Несмотря на то, что изначально меня интересовала именно кураторская работа, на самом деле оказалось очень полезно узнать, как в музейных институциях работает, например, маркетинговый и образовательный отделы, зачем музею издательство. Курс оказался максимально практичным. Студенты объединялись в группы для работы над брендом выбранных галерей и музеев. В итоге, у каждого была возможность раскрыть свои умения в определенной области работы, поработать в команде над публичной программой, выставкой, брендом реальных культурных институций. 

Мила Костяна, выпускница майнора и студентка бакалаврской программы «Дизайн»

 

Курс про профессии мне понравился тем, что мы постоянно общались с практикующими специалистами разных направлений. Можно было узнать от них напрямую, как устроен рабочий процесс. Я помню, что классно было работать над итоговым групповым проектом с ребятами с других направлений. Например, у нас в группе была дизайнерка, и она устроила для нас краткий ликбез по верстке — я до сих пор использую знания, полученные от нее. Помню уставшего (но классного!) Дьяконова на первой паре с лекцией про художественную критику, пары Юры Юркина про искусство и политику, девушки арт-менеджерки про процесс транспортировки арт-объектов (но главное, мне кажется, что я помню о ней — что она начинала свой карьерный путь в гараже с позиции смотрителя, и это вдохновляло). 

Алина Хайрутдинова, выпускница майнора и бакалаврской программы «История искусств»