Курсы для студентов 2017 года набора: Структура и функции рассказа, или что такое нарративный дискурс

Современные представления о языке помещают его в различные пространства человеческого существования: биологическое, психологическое, социальное. Если мы хотим разобраться в том, как язык функционирует – что необходимо для того, чтобы наша коммуникация приводила к успеху – мы должны рассматривать язык не как объект, но как деятельность. Деятельность, которая в огромной степени определяется контекстами, в которых она осуществляется. Рассказ – важнейший из видов этой деятельности. В нем  совмещены обе задачи, которые стоят перед человеком в коммуникации – передать информацию и выразить свое отношение к ней. Бóльшую часть нашей жизни мы проводим, рассказывая и интерпретируя рассказы других.

Мы будем рассматривать искусство убеждать, как умение балансировать между описанием и повествованием.

Мы рассмотрим то, какими видами знаний  – энциклопедическими, социокультурными, или личным опытом – пользуется говорящий, выстраивая свое повествование.

Мы познакомимся с тем, как основополагающие принципы человеческого поведения руководят нами при создании рассказов. Принцип маршрутизации объясняет то, что именно войдет в наш рассказ, принцип приоритета влияет на то, какими языковыми конструкциями мы воспользуемся, принцип линеаризации объяснит то, как наше многомерное воспоминание о событии вытягивается в последовательность букв или звуков.

Рассказ невозможен без Другого, поэтому каждый, кто пользуется языком, должен быть немножечко психологом. Мы обсудим, как строится динамическая модель текущего состояния сознания нашего адресата.  Для того, чтобы уметь строить ее более осознанно и искусно мы познакомимся с принципом прагматического контроля, который регулирует взаимоотношения участников коммуникации и использование ими вежливостных стратегий.

В результате прослушивания курса вы, как минимум, сможете ответить на вопрос является ли знаменитое высказывание Юлия Цезаря Veni, vidi, vici удачным и убедительным рассказом.

Программа курса

Литература:

1. De, Fina, Anna, and Alexandra Georgakopoulou. The Handbook of Narrative Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3563935 – selected chapters.

2. Scollon, R. and Scollon, S. B. K. (2009). Intercultural communication : a discourse approach. Malden, Mass., Blackwell Publishers -  selected chapters .

3 . Michael Bamberg (2012). Narrative Analysis. In H. Cooper (Editor-in-chief), APA handbook of research methods in psychology.

Читается: 1-2 модуль 2 курса

Пререквизиты: нет

Трудоемкость: 5 кредитов

38 аудиторных часов:

  • 18 часов лекций
  • 20 часов семинаров

Формы контроля:

  •  домашние задания к семинарским занятиям
  •  проектное задание
  • тест

Преподаватель:

Бергельсон Мира Борисовна

Департамент общей и прикладной филологии: Профессор

 

    Лекция Миры Борисовны Бергельсон на сайте "Постнаука":
    Лингвистический анализ рассказов

     

    См. также: Лекция про мотивированность языковой формы