Майнор — это прекрасная возможность выйти из сферы своего основного образования, расширить кругозор и попробовать что-то кардинально новое. В преддверии кампании по выбору траектории обучения "Вольная редакция" поговорила с преподавателями, студентами и выпускниками дисциплины "Европейское пространство: политика, управление, бизнес" и подготовила материал, который поможет первокурсникам сделать выбор.
Майнор "Европейское пространство" разрабатывается ОП "Политология и мировая политика", однако, среди преподавателей есть и сотрудники Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента. Как и прежде, студенты, выбравшие майнор, получат знания и навыки, необходимые для работы, учебы и жизни в Европе.
Однако с 2019 года набора содержание курсов заметно поменяется: дисциплины станут более прикладными, полезными для студентов самых разных специальностей, и больше ориентированы на сферы политики, управления и бизнеса. Но прежде всего это коснется второй дисциплины майнора, которая теперь называется "Политика и общество в европейских странах". Об особенностях новой дисциплины мы поговорили с одним из преподавателей майнора Денисом Александровичем Стремоуховым.
- Денис Александрович, расскажите, пожалуйста, немного про дисциплину, которую Вы будете вести: что будет изучаться, и почему это может быть полезно студентам - неполитологам?
- После того, как студенты познакомятся с принципами функционирования Европейского союза на предмете "Политическая система ЕС", мы посмотрим на национальный уровень, как устроены европейские государства. Курс будет включать в себя разговор об институциональном дизайне, социально-экономической политике, партийных системах, ценностях и многом другом.
Я думаю, что, во-первых, этот курс будет полезен абсолютно всем, так как позволит лучше ориентироваться в потоке новостей из европейских стран и лучше понимать политическую реальность. Существуют ли европейские ценности? Пора ли бить тревогу по поводу "авторитарных откатов" в странах Восточной Европы? Что происходит с европейскими партийными системами? Почему 15 лет правления Ангелы Меркель не означают, что ФРГ превратилась в автократию? Мы постоянно читаем и слышим что-то про европейскую политику, и нам просто необходимо как-то анализировать этот поток.
Во-вторых, я думаю, что у многих работа будет связана с взаимодействием с европейскими странами, многие будут учиться в европейских магистратурах и находиться в тех самых институциональных условиях, которые мы будем изучать в рамках курса. В-третьих, студенты так или иначе познакомятся с аналитическим аппаратом, который использует политическая наука, а это не будет лишним в том числе и для понимания процессов, происходящих за пределами Европы.
- Кому была бы интересна Ваша дисциплина?
- Всем, кто хочет начать разбираться в европейской политике или собирается связать свое профессиональное будущее с европейским пространством.
- Какие знания, умения или навыки, появятся у студента, успешно закончившего эту дисциплину?
- Во-первых, студенты начнут разбираться в политических системах европейских стран, разных моделях социальной политики, которую они реализуют, узнают, чем отличаются друг от друга их жители по своим ценностям и политическим установкам. Во-вторых, они научатся анализировать политику при помощи инструментария, который разрабатывает политическая наука. Для меня этот пункт даже важнее первого. Я считаю, что любой выпускник Вышки должен понимать, как устроена политическая жизнь не на уровне "кухонных" разговоров, а опираясь на серьезный теоретический и методологический аппарат. Конечно, мы не хотим сделать из всех студентов политологов, но курс снабдит их какими-то важными навыками политического анализа.
А еще мы задали несколько вопросов студентам и выпускникам майнора и попросили их поделиться впечатлениями:
Почему вы выбрали именно этот майнор?
Анастасия Сердитова, студентка 4го курса, юриспруденция:
Мне хотелось, чтобы майнор стал для меня одновременно максимально полезной и интересной дисциплиной. Так как я обучаюсь на юридическом факультете, в большей степени интересовали экономика и политология. Поэтому выбор был между "Европой" и "Международным бизнесом". Конечно, ключевую роль сыграла презентация майноров. Тогда я окончательно определилась, потому что тематика курса действительно заинтересовала.
Дарья Сидорина, студентка 3го курса, юриспруденция:
Европейское пространство относится к политологии, поэтому я и выбрала этот майор:). Во-первых, мне всегда была интересна эта сфера. Во-вторых, это направление хоть как-то сочетается с юриспруденцией.
Андрей Жареный, студент 3го курса, юриспруденция:
Всегда нравилось то, что связано с Европой, ЕС, посчитал, что будет интересным и познавательным изучать это в рамках майнора, плюс - возможность получить автомат.
Екатерина Карасёва, студентка 4го курса, юриспруденция:
Хотелось найти курс, который будет отличаться от того, что мы изучаем на юрфаке, но при этом будет практически полезен. Прочитав отзывы старшекурсников, я сделала выбор в пользу "Европы".
Дмитрий Добкин, студент 3го курса, логистика:
Меня всегда очень интересовала политология и Евросоюз, то, как он функционирует, с какими проблемами сталкивается, поэтому при выборе майнора никаких сомнений у меня не было. Более того, он казался мне крайне полезным для дальнейшего развития и реализации планов после окончания бакалавриата.
Кому этот майнор был бы интересен?
Анастасия Сердитова, студентка 4го курса, юриспруденция:
Как мне показалось, курс в большей степени состоял из юристов и экономистов. Мне кажется, данный курс является наиболее смежным с этими специальностями. На первый взгляд, кажется, что курс имеет довольно узкую направленность, но это не так. Мы изучали политическую систему ЕС, экономику, социальную сферу, взаимодействие различных институтов, право ЕС и даже проведение масштабных культурных и бизнес-мероприятий. Так что каждый сможет найти интересную для себя тему.
Дарья Сидорина, студентка 3го курса, юриспруденция:
На мой взгляд, людям увлекющимся историей, экономикой, политикой.
Андрей Жареный, студент 3го курса, юриспруденция:
Был бы интересен всем, кому нравится Европа, кто постоянно ее посещает, хочет поехать туда в магистратуру, кто как-то хочет связать себя с Европой.
Екатерина Карасёва, студентка 4го курса, юриспруденция:
Всем. Курс о том, что происходит в мире прямо сейчас. После него начинаешь понимать природу ключевых для современной Европы явлений.
Дмитрий Добкин, студент 3го курса, логистика:
В целом он полезен всем людям, потому что политика Евросоюза и европейское пространство – всегда актуальная и богатая на события сфера, разбираться или хотя бы понимать которую необходимо практически во всех прочих областях деятельности человека, начиная от истории и заканчивая экономикой. Но особенно майнор был бы интересен людям, которые хотят связать свою дальнейшую жизнь если не с политологией, то с жизнью и работой в Европе.
Насколько он тебе кажется сложным?
Анастасия Сердитова, студентка 4го курса, юриспруденция:
На момент выбора майнора, считалось что Европа является одним из самых сложных. Действительно, приходилось достаточно много читать к каждому занятию, также были групповые проекты - презентации и эссе. Тем не менее, такая активная работа помогла не только получить качественные знания, но и без проблем получить отличную итоговую оценку.
Дарья Сидорина, студентка 3го курса, юриспруденция:
Не кажется мне сложным, как правило не занимает много времени подготовка заданий, так как это либо групповая работа, либо только изучение документов, лекций.
Андрей Жареный, студент 3го курса, юриспруденция:
Не показался сложным, не так много пар, домашних заданий и дедлайнов по минимуму, преобладает групповая работа.
Екатерина Карасёва, студентка 4го курса, юриспруденция:
В меру. На первом году обучения приходилось готовиться к каждому занятию, часто выступали с презентациями, еженедельно писали тест по пройденному материалу. Второй год прохождения курса был попроще — уже не нужно было готовиться к каждому занятию, но заданий все равно, конечно, хватало.
Дмитрий Добкин, студент 3го курса, логистика:
Изучение дисциплин майнора является сложным, только если нет мотивации его изучать или желания что-либо делать. В остальном при своевременном выполнение всех немногочисленных заданий и требований крайне сложно столкнуться с реальными трудностями в освоении дисциплин.
Что больше всего понравилось за время обучения?
Анастасия Сердитова, студентка 4го курса, юриспруденция:
Отдельное спасибо хочется сказать преподавателям, они действительно смогли заинтересовать. Майнор - тот случай, когда даже на пары в субботу ты ходишь с удовольствием. Понравился формат проведения семинарских занятий: групповая работа и обсуждения делали занятия интерактивными и заставляли поучаствовать даже самого молчаливого студента. Во время второго года обучения на майноре очень понравилось большое количество приглашенных спикеров.
Дарья Сидорина, студентка 3го курса, юриспруденция:
Изучение нового, на 3м курсе составление групповых проектов, выступления.
Андрей Жареный, студент 3го курса, юриспруденция:
С этим сложно, трудно что-то выделить. Хорошие адекватные преподаватели, которые понимают, что это майнор и не надо сильно трясти студентов, плюс интересно некоторых слушать.
Екатерина Карасёва, студентка 4го курса, юриспруденция:
Первые полгода, курс вела Анна Андреевна Декальчук, мы изучали историю и устройство ЕС. Было безумно интересно.
Дмитрий Добкин, студент 3го курса, логистика:
Преподаватели, которые были у меня на этом майноре – большие профессионалы, которые не просто разбираются в своей теме, но и умеют заинтересовать и завлечь студентов. Было крайне интересно слушать большую часть материала, который они преподают, и это одно из главных преимуществ майнора. Более того, задания были творческими и никогда не было скучно их выполнять.
Какие навыки развивает майнор?
Анастасия Сердитова, студентка 4го курса, юриспруденция:
В первую очередь коммуникативные навыки: учась на своей образовательной программе мы привыкли общаться и учиться с определённым кругом людей. Майнор же даёт возможность учиться и общаться с ребятами из других ОП. Появляется возможность убедиться, как по-разному можно смотреть на решение одной и той же проблемы. Также навыки командной работы. Для меня это было очень полезно, так как на юриспруденции работа проходит в основном индивидуально.
Дарья Сидорина, студентка 3го курса, юриспруденция:
Анализ текста, умение искать нужную информацию.
Андрей Жареный, студент 3го курса, юриспруденция:
Коммуникация, работа в команде, умение работать с литературой на английском языке, которой не так уж и много.
Екатерина Карасёва, студентка 4го курса, юриспруденция:
Майнор развивает такие навыки как оперативность поиска необходимой информации, уменение анализировать полученные данные и, конечно, навык публичного выступления.
Дмитрий Добкин, студент 3го курса, логистика:
Помимо большого количества нужной информации, студенты получают возможность развивать свое критическое мышление, видеть реальные последствия каких-либо политических решений. Более того, майнор развивает способность находить правильную и точную информацию о различных узких областях политики, экономики и менеджмента Евросоюза, что может пригодиться и на основной ОП студента, когда среди тысяч новостных заголовков и сайтов с различающейся статистикой легко можно найти нужную информацию, потратив минимальное количество времени.
Вы также можете ознакомиться со всей необходимой информацией на странице майнора или задать вопросы на почты, указанные на страницах преподавателей.
Материал подготовил Акмаль Таджибаев, студент ОП "Политология и мировая политика", участник проекта "Вольная редакция"