Курсы майнора для студентов набора 2018: Философско-эстетические концепции и художественная практика в исламе и античном мире

Мусульманская культура за долгий период своего развития создала уникальные и значительные произведения в области теологии, философии, литературы, изящных искусств, без знания которых невозможно современное образование. 

В предлагаемом курсе реконструируется  эстетическое поле культуры, комплексно описывается мусульманское искусство, демонстрирующее  весь спектр религиозно-философских, социально-политических, эстетических и пр. представлений мастеров. В нем делается акцент на том, как представляют  себе традиционные художники устройство космоса и связь всего созданного между собой, как решают  они  проблему мировой гармонии, как отражаются  в их произведениях представления об истинной сущности формы, цвета, числа, слова, с какими риту­альными действами связан процесс их работы.
Особое место в курсе уделяется проблеме восприятия памятников искусства представителями порождающей культуры. Курс выстроен не по хронологическому, а типологическому принципу.

Для студентов экономистов будет полезно получить и знания о современном  рынке  мусульманского искусства (формирование цен,  динамика продаж, подделки). Курс сопровождается оригинальным иллюстративным материалом, предполагается знакомство с некоторыми российскими коллекциями (экскурсии). 

Вторая часть курса посвящена соседству, сотрудничеству  и соперничеству слова и изображения в античности. В программу курса входят теоретические вопросы переводимости, непереводимости визуальной информации в словесную и наоборот, обсуждавшиеся и в античности, и у классициста Лессинга, и в перспективе постмодернистского акцентирования дискоммуникации. Входят и не менее теоретические вопросы институализации речевых практик (включая ритуал), которые порождают как сами описательные тексты, монологические и диалогические, так и обусловливают формальную сторону наследующих им словесных и литературных феноменов. Эти вопросы иллюстрируются на примерах пира и вазовой росписи с надписями, а также погребения и кладбища с «говорящими» могилами и статуями. Иконографически и по литературным, в том числе поэтическим, источникам прослеживается параллельное развитие lдвойственного образа Эрота как чудовища и младенца-putto и псевдоморфозис  христианского ангела. Значительная часть курса посвящена экфрасису (наглядное описание), часто описаний произведений искусства  в Гомеровском эпосе, лирике, драме и романе; особенности экфрасисов в этих жанрах и репертуар описываемых объектов: космос как целое, оружие, дворец, сад, облачение, колесница и др., а также функции описаний, граничащих, среди прочего, со сновидениями и пророчествами как еще одной формой словесной представленности визуального. Аллегорическая  «Картина Кебета» и ее влияние на европейскую культуру («Христианский Кебет»). Рефлексивный период отношения слова и изображения: Претензии риторики на превосходство, действенный «ответ» пантомимы на литературные сюжеты. «Картины» Филострата как торжество слова: галерея вымышленных картин,
самосознание художественной прозы через соперничество с живописью (экфрасис) и поэзией («композиция против метра»).

Читается: 3-4 модули 2 курса

Пререквизиты: Кинематограф Японии: производство, прокат зритель

Трудоемкость:  5 кредитов

74 аудиторных часов:

  • 42 часа лекции;
  • 32 часа семинары

Формы контроля:

  • 1 экзамен,
  • 1 домашнее задание

Преподаватели

Воробьева Дарья Николаевна

Институт классического Востока и античности: Доцент

 
Брагинская Нина Владимировна

Институт классического Востока и античности: Профессор