Курсы майнора для студентов набора 2017 года: Философско-эстетические концепции и художественная практика в исламе и античном мире
В предлагаемом курсе реконструируется эстетическое поле культуры, комплексно описывается мусульманское искусство, демонстрирующее весь спектр религиозно-философских, социально-политических, эстетических и пр. представлений мастеров. В нем делается акцент на том, как представляют себе традиционные художники устройство космоса и связь всего созданного между собой, как решают они проблему мировой гармонии, как отражаются в их произведениях представления об истинной сущности формы, цвета, числа, слова, с какими ритуальными действами связан процесс их работы.
Особое место в курсе уделяется проблеме восприятия памятников искусства представителями порождающей культуры. Курс выстроен не по хронологическому, а типологическому принципу.
Для студентов экономистов будет полезно получить и знания о современном рынке мусульманского искусства (формирование цен, динамика продаж, подделки).Курс сопровождается оригинальным иллюстративным материалом, предполагается знакомство с некоторыми российскими коллекциями (экскурсии).
Вторая часть курса посвящена соседству, сотрудничеству и соперничеству слова и изображения в античности.
В программу курса входят теоретические вопросы переводимости визуальной информации в словесную и наоборот, обсуждавшиеся и в античности, и у классициста Лессинга, и в перспективе постмодернистского акцентирования дискоммуникации: может ли слово передать зримое? почему поэзию называли говорящей живописью? Входят и не менее теоретические вопросы институализации речевых практик (включая ритуал), которые порождают как сами описательные тексты, монологические и диалогические, так и обусловливают формальную сторону наследующих им словесных и литературных феноменов. Эти вопросы иллюстрируются соседством слова и изображения в артефактах, беседой с изображением (пир и вазовая роспись с надписями и речами персонажей, а также кладбища с "говорящими" могилами и статуями). Иконографически и по литературным, в том числе поэтическим, источникам прослеживается параллельное развитие двойственного образа Эрота как чудовища и младенца-putto и псевдоморфозис христианского ангела.
Значительная часть курса посвящена экфрасису (наглядное описание). Нас будут интересовать описания произведений искусства в эпосе, лирике, драме и романе; особенности экфрасисов в этих жанрах и репертуар описываемых объектов: космос как целое, оружие, дворец, сад, облачение, колесница и др., а также функции описаний, граничащих, среди прочего, со сновидениями и пророчествами как еще одной формой словесной представленности визуального.
Основные темы курса: Рефлексивный период отношения слова и изображения: соперничество слова и изображения в художественной практике и эстетической теории поздней античности. Претензии риторики на превосходство, действенный "ответ" пантомимы на литературные сюжеты. "Картины" Филострата как торжество слова: галерея вымышленных картин, самосознание художественной прозы через соперничество с живописью (экфрасис) и поэзией ("композиция против метра"). Вторжение слова в изображение, аллегорические картины, аллегорические экфрасисы: "Картина Кебета" и ее влияние на европейскую культуру ("Христианский Кебет"). Диалогический экфрасис и его генезис. Архаический театр и рассказ по картинкам. Современная реконструкция античного спектакля по тексту пьесы.
Курс сопровождается демонстрацией изображений и предполагает домашнее чтение источников в переводе.
Читается: 3-4 модули 2 курса
Пререквизиты: Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель
Трудоемкость: 5 кредитов
74 аудиторных часa:
- 42 часов лекций;
- 32 часов семинаров.
Формы контроля:
- экзамен,
- 1 домашнее задание.
Преподаватели
Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник