Курсы майнора для студентов набора 2017 года: Философско-эстетические концепции и художественная практика в исламе и античном мире

В предлагаемом курсе реконструируется  эстетическое поле культуры, комплексно описывается мусульманское искусство, демонстрирующее  весь спектр религиозно-философских, социально-политических, эстетических и пр. представлений мастеров. В нем делается акцент на том, как представляют  себе традиционные художники устройство космоса и связь всего созданного между собой, как решают  они  проблему мировой гармонии, как отражаются  в их произведениях представления об истинной сущности формы, цвета, числа, слова, с какими риту­альными действами связан процесс их работы.
Особое место в курсе уделяется проблеме восприятия памятников искусства представителями порождающей культуры. Курс выстроен не по хронологическому, а типологическому принципу.
Для студентов экономистов будет полезно получить и знания о современном  рынке  мусульманского искусства (формирование цен,  динамика продаж, подделки).Курс сопровождается оригинальным иллюстративным материалом, предполагается знакомство с некоторыми российскими коллекциями (экскурсии).

Вторая часть курса посвящена соседству, сотрудничеству  и соперничеству слова и изображения в античности.

В программу курса входят теоретические вопросы переводимости визуальной информации в словесную и наоборот, обсуждавшиеся и в античности, и у классициста Лессинга, и в перспективе постмодернистского акцентирования дискоммуникации: может ли слово передать зримое? почему поэзию называли говорящей живописью? Входят и не менее теоретические вопросы институализации речевых практик (включая ритуал), которые порождают как сами описательные тексты, монологические и диалогические, так и обусловливают формальную сторону наследующих им словесных и литературных феноменов. Эти вопросы иллюстрируются соседством слова и изображения в артефактах, беседой с изображением (пир и вазовая роспись с надписями и речами персонажей, а также кладбища с "говорящими" могилами и статуями). Иконографически и по литературным, в том числе поэтическим, источникам прослеживается параллельное развитие двойственного образа Эрота как чудовища и младенца-putto и псевдоморфозис  христианского ангела. 

Значительная часть курса посвящена экфрасису (наглядное описание). Нас будут интересовать описания произведений искусства  в эпосе, лирике, драме и романе; особенности экфрасисов в этих жанрах и репертуар описываемых объектов: космос как целое, оружие, дворец, сад, облачение, колесница и др., а также функции описаний, граничащих, среди прочего, со сновидениями и пророчествами как еще одной формой словесной представленности визуального. 

Основные темы курса: Рефлексивный период отношения слова и изображения: соперничество слова и изображения в художественной практике и эстетической теории поздней античности. Претензии риторики на превосходство, действенный "ответ" пантомимы на литературные сюжеты. "Картины" Филострата как торжество слова: галерея вымышленных картин,  самосознание художественной прозы через соперничество с живописью (экфрасис) и поэзией ("композиция против метра"). Вторжение слова в изображение, аллегорические картины, аллегорические экфрасисы: "Картина Кебета" и ее влияние на европейскую культуру ("Христианский Кебет"). Диалогический экфрасис и его генезис. Архаический театр и рассказ по картинкам. Современная реконструкция античного спектакля по тексту пьесы. 

Курс сопровождается демонстрацией изображений и предполагает домашнее чтение источников в переводе. 

Читается: 3-4 модули 2 курса

Пререквизиты: Кинематограф Японии: производство, прокат, зритель

Трудоемкость: 5 кредитов

74 аудиторных часa:

  • 42 часов лекций; 
  • 32 часов семинаров.

Формы контроля:

  • экзамен,
  • 1 домашнее задание.

Преподаватели

Брагинская Нина Владимировна

Институт классического Востока и античности: Главный научный сотрудник