Курсы майнора для студентов набора 2017 года: Изобразительное искусство и каллиграфия Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония)

Визуальная традиция Китая является древнейшей в мире, она развивалась  непрерывно и устойчиво с эпохи неолита по наши дни. Пластические архетипы древности веками предопределяли своеобразие развития китайской каллиграфии, живописи и скульптуры. Визуальные искусства Китая обладали уникальными адаптационными механизмами,  подвергавшими все инокультурные заимствования кардинальной китаизации. Дисциплина знакомит с вехами развития китайского изобразительного искусства, а также с ключевыми положениями традиционной эстетики, актуальными и для современной культуры Китая. Особое внимание  уделено каллиграфии как ведущему виду пластических искусств. Каллиграфическое видение художественной формы обусловило национальную стилистику всех изобразительных искусств Китая.

Пластическая парадигма Кореи отличается яркой самобытностью, рожденной из нерасторжимой слитности корейской культуры с природой. Для корейских каллиграфов, художников, скульпторов, керамистов характерно умение наполнить заимствуемые из китайского или европейского искусства формы национальным содержанием, глубина и ценность которого только начинают раскрываться перед западным миром.

Корея и Япония – ближайшие соседи, реципиенты и преобразователи китайской письменности для нужд своих языка и культуры – образуют вместе с Китаем единое письменно-культурное пространство, рассмотрение которого является основным предметом нашего курса.

В более частные задачи курса, среди прочего, входит:

  • знакомство с основными стилями и почерками, на основе которых, в частности, были созданы современные компьютерные иероглифические шрифты;
  • краткая история ориентального письма в Китае и Японии: основные события, повлиявшие на письменность и её внешний облик;
  • соотношение «литературной» (содержательной, смысловой) и собственно визуальной составляющих в ориентальном письме.
  • ориентальное письмо в 20 веке в контексте мирового западного искусства: сложное взаимодействие между восточной каллиграфией и западными школами и направлениями (абстракционизм, экспрессионизм, модернизм и прочие направления изобразительного искусства)
  • прикладной аспект ориентального письма

Читается: 3-4 модули 3 курса

Пререквизиты: Визуальная культура Индии: иконография изобразительного искусства и кинематограф

Трудоемкость: 5 кредитов

84 аудиторных часов:

  • 42 часов лекций; 
  • 42 часов семинаров.

Формы контроля:

  • экзамен

Преподаватели

Смирнов Илья Сергеевич

Институт классического Востока и античности: Директор

 

 

 

  
Беляев Александр Павлович

Институт классического Востока и античности: Старший преподаватель