Курсы майнора для студентов 2018 года набора: Визуальная культура Индии: иконография изобразительного искусства

Курс построен на материале длительного периода развития индийского искусства, включающего древность и средневековье. Рассмотрение сюжетов и канонов изображений начинается с памятников древнейшей эпохи, представленных в археологическом материале Хараппской цивилизации и предшествующих энеолитических культур, что позволяет проследить ранние стадии эволюции изобразительной традиции. Развитие изобразительного искусства в I до н.э. – начале н.э. происходило главным образом в рамках буддизма. Анализ этих изображений и изобразительных рядов (в скульптуре и живописи) возможен только в тесной связи с текстовой традицией буддизма, позволяющей выявить отдельные сюжеты и их взаимоотношения, объяснить их символику и специфику композиции. В середине I тыс. н.э. формируются каноны искусства индуизма, развивающиеся в контексте храмовой архитектуры и имеющие свои региональные варианты. Интересно также проследить последовательную линию эволюции иконографических канонов в искусстве Шри Ланки, имеющем глубокие связи с индийской культурой. Предлагаемый курс создает необходимую основу для восприятия не только древнего и средневекового искусства Индии, но и современного храмового искусства. 

Кинематограф пришел в Индию всего спустя год после своего появления на свет, в 1896 г. Уже в 1899 г. появилось несколько короткометражных фильмов документального характера, режиссером которых был фотограф Х. С. Бхатвадекар, более известный как Саве-Дада, а в 1913 г. Дадасахеб Пхальке снял первый немой полнометражный фильм «Раджа Харишчандра» и тем самым положил начало истории индийского кино.  

В курсе рассматривается эволюция индийского кино от начала и до наших дней. Слушатели узнают, как был основан Болливуд, что такое «масала-фильмы» («масала» в переводе с хинди значит «специя»), когда был «Золотой век» индийского кино, как развивалась киноиндустрия в разных регионах страны и почему возникло «параллельное кино». Особое внимание уделяется кинематографу независимой Индии и тому, как и какие проблемы постколониальной страны отражаются в фильмах разных жанров. 

Предусмотрен показ фильмов. 

Читается: 1-2 модули 3 курса

Пререквизиты: Философско-эстетические концепции и художественная практика в Исламе и античном мире

Трудоемкость:  5 кредитов

60 аудиторных часов:

  • 60 часов лекции

Формы контроля:

  • 1 экзамен

Ведущий лектор

Воробьева Дарья Николаевна

Институт классического Востока и античности: Доцент