• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Театр и театральность в современной культуре

Читается: 1-2 модуль 3 курса
Пререквизиты:  нет
Трудоемкость:  5 кредитов


76 аудиторных часов:

  • 56 часов лекций;
  • 20 часов семинаров.


Формы контроля:

  • экзамен;
  • 1 домашнее задание.


О курсе

В курсе анализируется место и роль театра в современном культурном процессе. Театр рассматривается и как культурная практика, и как социальный институт. Основные вопросы курса: какова специфика современного театра и взаимоотношений его агентов (продюсеров, режиссеров, актеров и т. д.), какие театральные формы востребованы массовым зрителем и почему, что им противопоставляет театр авангарда и эксперимента? При каких условиях театр обретает статус политического жеста? Как и в каком виде повседневная культура усваивает элементы театрального мышления (ролевого поведения, драматического и мелодраматического воображения, эффекта зрелища и др.)? Широкий теоретический контекст осмысления эпохи «модерности» реализуется через конкретные кейсы из области как собственно театра, так и социального ритуала (в частности, праздника), перформанса, телешоу, флэшмоба, спорта и т. д. 





Преподаватели о театре и театральности в современной культуре

Видеолекции

Ольга Рогинская:

"Настоящая вещь" в современном театре:

 

«Как устроен современный театр: структура зрительских страхов и ожиданий»
С овременность в сегодняшнем российском театре: как увидеть и чем измерить?

 


Статьи и монографии

Ольга Рогинская:

астоящая" вещь в современном театре: музей - барахолка - вещевой рынок: https://publications.hse.ru/articles/116910889

Классика и классики в современном театре: https://publications.hse.ru/articles/74831893

Впечатлить и растрогать: смех и слезы театральной модерности: http://magazines.russ.ru/nz/2014/6/18r.html

"С записной книжкой на колене и карандашом в руке": актер как наблюдатель у Дидро ("Парадокс об актере"): https://publications.hse.ru/articles/178567858


Галина Вострова:

Вострова Г.А. Первые шаги к положительному театроведению // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах. 2012. № 3. С. 39-50.: https://publications.hse.ru/articles/70893971

Вострова Г.А. У истоков театральной антропологии: Н.Н. Евреинов // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 4. С. 185-192.: https://publications.hse.ru/articles/70893843 

Вострова Г.А. Типология актерского искусства в отечественной театральной эстетике начала ХХ века // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах. 2015. № 1. С. 63-76.

Вострова Г.А. Незнакомый, но опознаваемый Николай Евреинов // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Альманах. 2013. № 4. С. 92-108.

Другие курсы майнора: