• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Структура и функции рассказа, или что такое нарративный дискурс


Читается:
 1-2 модуль 2 курса
Пререквизиты: нет
Трудоемкость: 5 кредитов

38 аудиторных часов:

  • 18 часов лекций
  • 20 часов семинаров

Формы контроля:

  •  домашние задания к семинарским занятиям
  •  проектное задание
  • тест

Преподаватели:

Бергельсон Мира Борисовна

Школа филологии: Профессор

Программа
Программа_Структура и функции рассказа.pdf

 

О курсе

Современные представления о языке помещают его в различные пространства человеческого существования: биологическое, психологическое, социальное. Если мы хотим разобраться в том, как язык функционирует – что необходимо для того, чтобы наша коммуникация приводила к успеху – мы должны рассматривать язык не как объект, но как деятельность. Деятельность, которая в огромной степени определяется контекстами, в которых она осуществляется. Рассказ – важнейший из видов этой деятельности. В нем  совмещены обе задачи, которые стоят перед человеком в коммуникации – передать информацию и выразить свое отношение к ней. Бóльшую часть нашей жизни мы проводим, рассказывая и интерпретируя рассказы других.

Мы будем рассматривать искусство убеждать, как умение балансировать между описанием и повествованием.

Мы рассмотрим то, какими видами знаний  – энциклопедическими, социокультурными, или личным опытом – пользуется говорящий, выстраивая свое повествование.

Мы познакомимся с тем, как основополагающие принципы человеческого поведения руководят нами при создании рассказов. Принцип маршрутизации объясняет то, что именно войдет в наш рассказ, принцип приоритета влияет на то, какими языковыми конструкциями мы воспользуемся, принцип линеаризации объяснит то, как наше многомерное воспоминание о событии вытягивается в последовательность букв или звуков.

Рассказ невозможен без Другого, поэтому каждый, кто пользуется языком, должен быть немножечко психологом. Мы обсудим, как строится динамическая модель текущего состояния сознания нашего адресата.  Для того, чтобы уметь строить ее более осознанно и искусно мы познакомимся с принципом прагматического контроля, который регулирует взаимоотношения участников коммуникации и использование ими вежливостных стратегий.

В результате прослушивания курса вы, как минимум, сможете ответить на вопрос является ли знаменитое высказывание Юлия Цезаря Veni, vidi, vici удачным и убедительным рассказом.

Литература:

1. Labov, W. and Waletzky, J. (1967), ‘Narrative analysis: oral versions of personal experience’, in J. Helms (ed.), Essays in the Verbal and Visual Arts. Seattle: University of Washington Press, pp. 12–44.

2. Scollon, R. and Scollon, S. B. K. (2009). Intercultural communication : a discourse approach. Malden, Mass., Blackwell Publishers -  selected chapters.

3.  Roger Schank. (1995). Tell Me a Story: Narrative and Intelligence (Rethinking Theory) – selected chapters.

4. Julio C. Gimenez. Narrative Analysis in Linguistic Research. In: Research Methods in Linguistics Lia Litosseliti(ed.). Bloomsbury Publishing,  2010. P. 198-215.




Другие курсы майнора: 



Лекция Миры Борисовны Бергельсон на сайте "Постнаука":

Лингвистический анализ рассказов

 

См. также: Лекция про мотивированность языковой формы