Европа столиц: искусство Нового времени
О курсе
Читается: 3-4 модуль 2 курс
Пререквизиты: нет
Трудоемкость: 5 кредитов
76 аудиторных часов:
- 56 часов лекций;
- 20 часов семинаров.
Формы контроля:
- экзамен;
- 1 контрольная работа;
- 1 домашнее задание;
- 1 реферат (письменная работа)
Преподаватели
кандидат искусствоведения, доцент
О курсе
Определение "Европа столиц" было предложено выдающимся итальянским историком искусства Джулио Карло Арганом по отношению к искусству XVII века. Центрами искусства становится несколько столиц: Рим, Мадрид, Амстердам, Париж, Лондон. Подобная тенденция, связанная с концентрацией основных художественных сил в едином центре, характерна и для искусства следующего столетия, когда к упомянутым столицам присоединяется Санкт-Петербург. XVII–XVIII вв. были временем формирования европейских национальных культур, и заложенные тогда основы во многом и сейчас определяют культурный облик Европы. Таким образом, студентам предоставляется возможность понять основы и механизмы европейской культурной традиции.
Рим в культуре Европы Нового времени представляет собой единственную в своем роде космополитическую «столицу с мира», с ним связано рождение градостроительства как искусства и появление стиля барокко. Мадрид — центр грандиозной колониальной империи и место пребывания самого чопорного из дворов Европы, задававшего моду в области этикета и портрета. Амстердам — столица первой в Европе торговой республики; особенности функционирования голландского искусства связаны с отсутствием придворного и церковного заказа и сложением художественного рынка, четкой специализацией художников. Признанной столицей искусства становится Париж, где устраивают первые публичные выставки – Салоны, — которые представляют собой новый вид связи искусства и общества, основанный на рыночном принципе. Несмотря на события английской революции, важнейшим центром европейской живописи и архитектуры оставался и Лондон. Наконец, в плеяду великих центров европейской культуры в XVIII в. органично вошел и Санкт-Петербург: здесь ускоренными темпами осваивались западноевропейские стили, принципы регулярной застройки.
Таким образом, в результате изучения дисциплины студенты должны понимать суть и специфику процессов и явлений, характерных для XVII–XVIII столетий; представлять выдающиеся произведения архитектуры и изобразительного искусства и исторический контекст их создания.
Презентация курса
Презентация