Алфавитное письмо на древнем Ближнем Востоке
Читается:
Пререквизиты: нет
Трудоемкость: кредитов
60 аудиторных часов:
- 30 часов лекции;
- 30 часов семинары
Формы контроля:
- 1 экзамен,
- 1 текущий контроль
О курсе
Майнор открывается курсом, посвященным консонантным квазиалфавитным системам, появившимся на Ближнем Востоке в первой половине второго тысячелетия до н.э. Он начинается со стартового блока, который носит теоретический характер и призван снабдить слушателей понятийным аппаратом и терминологией, использующимися в грамматологии (науке о письме), а также сформировать у них представление об ареалах возникновения письменных систем и хронологии этого процесса.
В основной части блока рассматривается происхождение алфавитного письма на Ближнем Востоке, а также его дальнейшая история, включая наиболее значимые алфавиты данного региона, а также его дальнейшая история, включая появление и развитие наиболее значимых алфавитов данного региона. Слушатели узнают о том, как возникновение алфавитных систем Ближнего Востока связано с социально-политическими и миграционными процессами в этом регионе. Принято считать, что первым алфавитом на Ближнем Востоке было протосинайское консонантное письмо, а также возникшее несколько ранее письмо двух надписей из Вади эль-Холь (район Фив). Обе эти системы (1-я пол. II тыс. до н.э.) возникли под влиянием древнеегипетского иероглифического письма, в котором к тому времени уже существовала квазиалфавитная система знаков для записи иностранных имен. По-видимому, идея алфавита распространилась впоследствии из Египта по лежащим к Востоку регионам: в Ханаан, Сирию и Аравию. Так возникли скудно документированные протоханаанские письменности, клинописный алфавит царства Угарит, финикийское письмо (заимствованное евреями и арамеями; последнее было впоследствии приспособлено для классического арабского языка), а также южноаравийская письменность (заимствованная некоторыми северноаравийскими племенами, а также носителями эфиосемитских языков).
В ходе курса будет также рассказано об общих тенденциях в истории этих алфавитных систем, среди которых прежде всего выделяется развитие двух основных способов обозначения гласных: с помощью согласных (matres lectionis), а также с помощью диакритики (надстрочные и подстрочные знаки).
Занятия сопровождаются демонстрацией изображений и предполагают чтение научных работ по теме на русском и английском языках.
Программа
Ведущий лектор
Институт классического Востока и античности: Старший преподаватель