• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Древний Восток – родина первых в истории человечества систем письма. В этом обширном ареале, включающем (в широком смысле) Ближний Восток, а также Восточную и Юго-восточную Азию, начиная с конца IV – начала III тысячелетия, сформировалось несколько самостоятельных письменных систем. Часть из них имеет словесно-слоговую природу (клинопись, использовавшаяся в Месопотамии и сопредельных регионах на протяжении более трех тысячелетий, а также египетская и китайская иероглифика). Другая часть представлена алфавитными системами письма (угаритская клинопись, финикийское и южноаравийское письмо), разработанными на  основе письменностей Месопотамии и Египта. Помимо истории и хронологии возникновения письменности, слушатели майнора узнают о том, чем обусловлен внешний вид графем в разных системах письма и какие принципы лежат в основе  письменностей, применявшихся для языков древнего Востока. Кроме того, они получат представление о зарождении и эволюции письма в этих регионах, о генетических связях отдельных письменных систем друг с другом, познакомятся с историей дешифровки некоторых видов письменности и узнают о том, какие письменные системы остаются не дешифрованными до сих пор. Курс предусматривает семинарские занятия, где студентам будет предоставлена возможность познакомиться с изученными системами письма на практике. 

Курсы майнора:

Трудоемкость: 20 кредитов

Ограничения для выбора образовательным программам: «Востоковедение», «Язык и литература Ирана», «Языки и литература Индии», «Библеистика и история древнего Израиля»

Статус

Максимальное число слушателей: 60

Годы реализации: 2019 — 2021

Целевая аудитория: студенты 2018 года набора

Планируемое место проведения: Ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 3

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

1. Описание Майнора в пяти словах: письменность, древность, дешифровка, знак, система

2. Основные дисциплины Майнора:

Дисциплина "Алфавитное письмо на древнем Востоке" рассматривает происхождение алфавитного письма на Ближнем Востоке, а также его дальнейшая история, включая наиболее значимые алфавиты данного региона, а также его дальнейшая история, включая появление и развитие наиболее значимых алфавитов данного региона. Слушатели узнают о том, как возникновение алфавитных систем Ближнего Востока связано с социально-политическими и миграционными процессами в этом регионе.

Курс "Клинопись и языки клинописного ареала" состоит из трех тематических блоков, посвященных истории открытия и дешифровки клинописи, а также шумерской и аккадской клинописи как системам письма.Cлушатели познакомятся с увлекательной историей обнаружения клинописных памятников и их дешифровки, с наиболее ранними письменными памятниками в истории человечества и узнают о том, кто изобрел клинопись и как она впоследствии была адаптирована для передачи других языков.

Дисциплина
"Доконтактные письменности Нового света и ранние недешифрованные письменности" рассматривает мезоамериканские системы письма в сопоставлении с письменностями Старого Света, а также ранние недешифрованные письменности. Особое внимание в ходе курса уделяется практическим навыкам работы с текстами (в том числе, с текстами неизвестных письменностей и письменностей на неизвестных языках). Также слушатели освоят методы субституции и структурного анализа и познакомятся с различными контекстами письма.

Курс "Письменность государств Восточной и Юго-Восточной Азии: история и современностьсостоит из четырех тематических блоков, в которых рассматриваются письменные системы Китая, Кореи, Японии и стран Юго-Восточной Азии. В рамках блока, посвященного китайской письменности, планируется не только продемонстрировать базовые принципы ее устройства — рассказать о структуре китайского иероглифа, методах образования сложных знаков из простых, обрисовать общие линии эволюции китайского письма — но и показать, почему именно в Китае так успешно был «законсервирован» иероглифический принцип (один знак = одно слово), в то время как все остальные письменные традиции от него рано или поздно отошли. 

В ходе лекций второго блока слушатели узнают как заимствованная китайская письменность была адаптирована под нужды корейского языка, о менее и более успешных попытках этой адаптации и об особенностях корейского алфавитного письма.
Третий блок посвящен японской письменности, которая считается одной из самых сложных в мире: в ней используются иероглифы и две слоговые азбуки. Слушатели познакомятся с японской иероглификой и каллиграфией, узнают о том, как сформировались японские слоговые азбуки, получат представление о корпусе ранних письменных памятников на японском языке и рассмотрят культурологические аспекты, связанные с развитием японской письменности. 
В центре четвертого блока - письменные традициями Вьетнама и сопредельных регионов – таких стран, как Лаос, Камбоджа и Таиланд. Слушатели рассмотрят развитие письменных систем Юго-Восточной Азии в культурно-историческом контексте, а также познакомятся с образцами древних текстов и каллиграфии – как классической, так и современной.

2. Портрет студента Майнора: человек, интересующийся древними цивилизациями (Ближний Восток, Китай, Япония, Корея, Мезоамерика), способами передачи информации и дешифровкой древних письменностей. Майнор также будет интересен тем, кто хочет больше узнать о том,

 А) как зарождалась письменность в разных частях земного шара,

 Б) чем обусловлены внешние различия разных видов письменности (клинопись, иероглифика и т.д.),

 В) что представляют собой письменные системы и как они устроены.

3. 
В ходе Майнора слушатели научатся:

 А) Ориентироваться в разнообразии письменных систем и понимать закономерности их развития;

 Б) Определять разновидности письма (в том числе близкородственные), а также примерную датировку текстов ими написанных, по внешнему виду знаков;

 В) Представлять себе методы дешифровки древних письменностей. 

4. Главный стереотип о Майноре:

Сложный вопрос, поскольку тематика Майнора всегда вызывает живой интерес у самой широкой аудитории. Письменность – одно из главных изобретений человечества, которым мы вряд ли когда-нибудь перестанем пользоваться, поэтому понимать ее устройство полезно и даже необходимо. Тем более, что в ходе занятий студенты знакомятся с захватывающими кейсами, иллюстрирующими историю открытия древних письменностей, их дешифровку, а также проблематику, связанную с до сих пор не дешифрованными языками.

 5. Знания, необходимые для успешного прохождения курса: Специальных знаний не требуется, Майнор ориентирован на широкий круг слушателей.

 6. Необходимый уровень знания английского языка: Майнор не предусматривает занятий на английском языке, но знания в объеме средней школы были бы желательны для чтения англоязычной литературы по тематике курса.

 7. Примерное задание:

Определите письменность, которой написан текст, примерное время его создания, язык, на котором он написан, и (опционально) его жанровую принадлежность. На каких формальных признаках текста основывается Ваш ответ?