«В общем-то нет каких-то ограничений, кроме твоего собственного интереса и желания учиться»: интервью выпускницы майнора и студентки третьего набора магистратуры

«В общем-то нет каких-то ограничений, кроме твоего собственного интереса и желания учиться»: интервью выпускницы майнора и студентки третьего набора магистратуры

Фото: Дмитрий Шумов

Диля, я помню, что изначально у тебя был другой майнор. Почему ты решила его поменять?

Да, это правда, я изначально училась на «Антропологии». Вообще мне сначала хотелось в «Гараж» [на программу майнора «Современное искусство: введение в историю и музейно-выставочную практику»], но я не прошла, потому что у меня был не очень хороший перцентиль, а в «Гараж» попадали только люди с более высокими оценками. «Антропология» сама по себе была супер, мне она очень нравилась, но я поняла, что мне просто хочется по полгода, по одному семестру, учиться на самых интересных частях разных майноров. И после курса «Физическая антропология» должна была идти «Социальная антропология» или что-то такое, я подумала, что это не так прикольно, и решила перейти на майнор «Гаража» на курс Анны Владимировны Трапковой [«История музейно-выставочного дела»]. Тогда я не смогла перевестись и пошла на курс Яна Левченко про кинематограф, это тоже было очень классно. Но я тогда параллельно еще училась в «Свободных мастерских», мне было уже само по себе интересно современное искусство, я подозревала, что буду им заниматься в дальнейшем, и понимала, что майнор «Гаража» может дать мне много хороших знаний и опыта в этом плане. И я стремилась попасть на майнор. В итоге я пришла уже на курс Саши Обуховой про русское современное искусство и осталась еще и на курс «Профессии в арт-мире» [сейчас этот курс называется «Профессии в культурной индустрии»].

А не было ощущения, что информация будет дублироваться? «История искусств», «Свободные мастерские» – уже звучит как достаточный фундамент.

Мне все постоянно говорят: «А ты не боишься того, что информация будет дублироваться на майноре и на «Истории искусств» или в бакалавриате и в магистратуре?». У меня такие опасения действительно были, но они развенчиваются одним-двумя разговорами со студентами, когда ты спрашиваешь, что они читают, что проходят. И ты понимаешь, что нет, ничего не дублируется. Ну и плюс, как человеку, который может спокойно забыть фильм, просмотренный месяц назад, мне такое [повторение информации] вообще не страшно. 

Понятное дело, это все затрагивает одни и те же предметы, одни и те же темы. Но подача информации абсолютно разная. Ну и в случае майнора сама история искусства – западного и российского – занимает всего два семестра. Там еще есть «Профессии в арт-мире» [теперь – «Профессии в культурной индустрии»] и курс Анна Владимировны, а они вообще нигде больше не читаются. 

Раз ты упомянула магистратуру, то ее как выбирала и почему выбрала? Какие альтернативы рассматривала? Ради чего шла?

На самом деле в качестве основной альтернативы у меня была не другая магистратура, а возможность поработать где-то. После бакалавриата у меня было четкое понимание того, что я устала учиться. Я училась периодически в режиме шестидневки, и мне хотелось чего-то другого. Изначально я думала, что пойду работать в какую-нибудь институцию на год или на два, а потом пойду в магистратуру, но меня уговорили родители. Их основным аргументом было то, что у меня скорее всего появятся какие-то проекты, которые я потом не смогу бросить из-за учебы – и потом пойти учиться будет все сложнее. Родители мне предложили сделку: они мне обеспечивают какой-то минимальный базовый доход, а я иду учиться. Плюс, мне многие друзья, которые уже работают, говорили не торопиться идти работать. И так я решила пойти в магистратуру. 

В качестве альтернативной программы у меня была «Прикладная культурология» в Вышке. Но магистратура «Гаража» казалась гораздо интереснее, и нам о ней рассказывали на майноре. Плюс я стажировалась у ребят с первого набора [магистратуры «Практики кураторства в современном искусстве»] на открытии выставки «Уют и разум», и мне очень понравилось, как они друг с другом общались, как они все вместе открывали выставку. Я подумала, что это очень вайбово и мне тоже хочется как-нибудь так тусить. Еще мы очень подружились с другими стажерами, и у меня это какое-то очень теплое чувство вызывало, и я подумала, что, наверное, если пойду учиться, то пойду учиться туда. 

В общем я подавала документы в две магистратуры, но в моей жизни все очень круто поменялось, и по ряду причин я смогла написать эссе и пройти собеседование только в магистратуру «Гаража». И получилось так, что я поступила. Причем я была готова к тому, что меня не возьмут и я пойду работать. Но на самом деле мне захотелось поступить в магистратуру «Гаража» прямо очень сильно уже в процессе подготовки: не тогда, когда я только думала о поступлении, а когда я писала эссе, заполняла заявки, собирала документы. Тогда я уже поняла, что у меня проснулся азарт. 

Суммируя, я понимала, что я буду как-то заниматься современным искусством, что мне хочется остаться в этой сфере. Я думала о том, что музей «Гараж» – это институция номер один в России из работающих с современным искусством. Плюс, я знала оттуда ребят, которым все понравилось. И я решила, что да, если учиться этому в России, то логично, что это будет совместная магистратура «Гаража» и Вышки. Ну а где еще? 

Кстати, забавно, что я отучилась в «Свободных мастерских» на куратора и тогда поняла, что профессия куратора – это не очень мое. И я шла в магистратуру, чтобы учиться, грубо говоря, на менеджерском треке, потому что мне не хватает именно менеджерских навыков, но что-то пошло не так, и теперь я снова куратор.

А как ты попала на стажировку на выставку первого набора магистратуры? И еще сразу спрошу: ты шла с менеджерским запросом, но ты куратор. Как это? И как ты к этому относишься сама?

На стажировку я попала очень просто: в телеграм-канал нашего набора майнора написали, что есть возможность постажироваться на выставке «Уют и разум». Ну я подалась – и меня выбрали. Оказалось потом, что было много претендентов, а выбрали меня и еще несколько ребят, это было приятно. То есть да, на стажировку я попала через майнор.

А насчет того, что я куратор… По факту работы в командах я поняла, что я лучше умею делать ресерч благодаря обучению на «Истории искусства» и в «Свободных мастерских» , чем какие-то прикладные штуки. Но при этом научат нас и тому, и другому, так что за это я не переживаю [имеется в виду, что на магистерской программе деление на кураторов и менеджеров играет роль только внутри выпускного проекта, а все студенты осваивают одинаковую программу].

Скажи, а на твой взгляд, майнор «Гаража» и магистратура – да и вообще все академические программы – они для кого?

Ну я думаю, что они для тех, кто собирается стать профессионалом в области современного искусства. Сложно сказать конкретнее. В общем-то нет каких-то ограничений, кроме твоего собственного интереса и желания учиться.