В рамках курса мы проанализируем, как в пространстве музея создается и воспроизводится коллективная память о событиях прошлого. Задача курса – показать, что знание о прошлом бывает не только разным, но еще и динамичным, изменяющимся во времени и пространстве, отражающим смену социально-политической и общественной ситуации. Наиболее полно и ярко этот процесс будет показан через сопоставление исторической памяти о явлениях, на первый взгляд, противоположного порядка: повседневность vs кризис, личность vsколлектив, центр vs регион и, наконец, война vs мир.
Курс состоит из двух частей. Первая часть посвящена разбору презентации травматичного прошлого. Прежде всего, речь идет об истории войн и кризисов в России, и их отражению в конкретных экспозициях и выставках. Мы подробно остановимся на формах репрезентации революционных событий 1905–1907 и 1917 гг. (советские музеи революции, Ленина и дома-музеи местных революционеров), Гражданской войны, Большого террора, коллективизации, а также распада СССР. Мы проанализируем репрезентацию военных нарративов применительно к Отечественной войне 1812 г., Первой мировой и Великой Отечественной / Второй мировой войнам, а также локальным конфликтам (Бородинская панорама, Парк Победы на Поклонной горе в Москве, музей Тихоокеанского флота во Владивостоке, парки «Патриот» и др.).
Во второй части курса мы сосредоточимся на истории повседневности. Образы прошлого, «старины» в массовом сознании часто формируются этнографическими музеями и музеями деревянного зодчества (например, в Кижах и Суздалье). Анализируя музеи крестьянского, купеческого и советского быта, мы попытаемся ответить на целый ряд вопросов. Как пространство музея представляет различные социальные группы? Какие события, явления, личности, предметы признаются значимыми, «достойными» музеефикации, и почему? Меняет ли что-то в этом отношении установка на дигитализацию музейного пространства? На занятиях речь также пойдет о взаимодействии музейного пространства и региональной идентичности: как история региона отражается в музейном пространстве, как музей формирует восприятие региона?