Кристина Танис рекомендует литературу по истории советского кинематографа


Ю. Цивьян. Историческая рецепция кино: кино в России, 1895—1930. Рига: Зинатне, 1991

В монографии изучается малоисследованная эпоха становления и наиболее интенсивного развития языка и поэтики кино. Работа носит документально-исторический характер - в ней использованы материалы фильмохранилищ и архивов Риги, Москвы и Ленинграда. Массив исторических данных подвергается осмыслению с точки зрения меняющихся условий восприятия фильма. Обобщающей характеристике подвергаются и внутренние закономерности эволюции кино в ряду других видов искусства. В книге есть главы, посвященные покадровому анализу фильмов 20-х годов.

 

М. Туровская. Зубы дракона. Мои 30-е годы. М.: Corpus, 2015. 

Эта книга посвящена 30-м годам, десятилетию, которое смело можно назвать "проклятым", потому что оно ознаменовалось широким тоталитарным экспериментом, десятилетию, которое окрашивалось историками то в беспросветно красный цвет, то в непроглядно черный. Справедливо и то, и другое: индустриализация совершалась как усилиями "марша энтузиастов", так и рабским трудом бесчисленных зэков. М. Туровская включила в книгу ряд эссе, написанных в разное время и по разным поводам, поставив себе задачу вернуть эпохе хотя бы часть ее реальной многосложности, пестроты и случайности. Это попытка описать 30-е с дистанции истории, но и по личному опыту. 

 

М. Белодубровская. Не по плану. Кинематография при Сталине. М.: НЛО, 2020. 

Почему сталинский режим так и не смог создать полностью подконтрольный ему пропагандистский кинематограф? Как Сталин и другие партийные руководители вторгались в работу режиссеров и к чему приводило их вмешательство? Почему установка на создание безусловных шедевров оборачивалась сокращением производства? Как советские литераторы пытались освоить кинодраматургию? На все эти вопросы обстоятельно отвечает книга «Не по плану». На архивных материалах автор показывает, что произошло с «важнейшим из искусств» в 1930–1953 годах. Мария Белодубровская — киновед, преподаватель факультета кино и медиа Чикагского университета.

 

Вуазен В., Познер В., Чернева И. Пережить войну. Киноиндустрия в СССР, 1939–1949 годы. М.: РОССПЭН, 2018. 

Эта книга погружает читателя в мир советских киностудий во время Второй мировой войны и в первые послевоенные годы. Существенные изменения начались уже в 1939 г., когда профессиональные круги кино Советского Союза были призваны оперативно ответить на изменения международной ситуации: стереть из фильмов упоминание борьбы против фашизма, подготавливая в то же время советских зрителей к конфликту, и отреагировать на присоединение западных территорий созданием фильмов и строительством киноструктур. С 1941 по 1943 год многочисленные работники кино организовывали съемки в эвакуации и на фронте, тесно сотрудничали с Красной армией, партийными и государственными структурами республик, принявшими их на своей территории. Растянувшееся на 1944–1947 годы восстановление центрального контроля проходило в условиях экономического кризиса. Воссозданные студии столкнулись не только с новыми материальными и организационными трудностями, но и с незнакомыми рецептами их разрешения. Благодаря новым источникам, обнаруженным в региональных, центральных и личных архивах, авторы раскрывают организационные, эстетические и социально-профессиональные метаморфозы как в маленьких коллективах или престижных киностудиях, так и на уровне советских республик. Архивные документы, мемуары и глубинные интервью, прокомментированные во второй части сборника, восполняют пробелы существующей историографии.

 

Е. Марголит. Живые и мертвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. СПб: Сеанс, 2012. 

Сборник статей одного из ведущих российских киноведов и кинокритиков Евгения Марголита охватывает пять десятилетий и пристально исследует этапы зарождения, развития и распада коллективистского мифа советской идеологии на материале истории отечественного кинематографа.