• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Collective Learning and Regime Dynamics under Uncertainty: Labour Reform and the Way to Autocracy in Russia

Grigoriev I., Dekalchuk A. A.

Democratization. 2017. Vol. 24. No. 3. P. 481-497.

Глава в книге
Book Review: Irina Busygina, Russia-EU Relations and the Common Neighbourhood: Coercion vs. Authority, London and New York: Routledge, 2018

Dekalchuk A. A.

In bk.: The Uppsala Yearbook of Eurasian Studies. Vol. II. L.: Wildy, Simmonds & Hill Publishing, 2017. P. 191-199.

Знание «правил игры» как конкурентное преимущество

Мы продолжаем знакомить студентов с майнором «Европейское пространство: Политика, экономика, культура». На этот раз мы расскажем о второй дисциплине майнора – «Социальная и экономическая политика в странах Северной Европы», а поможет нам в этом один из преподавателей майнора Юрий Андреевич Кабанов.

Юрий Андреевич, если кратко, о чем этот курс ?

Идея всего нашего майнора заключается в том, чтобы выбравшие его студенты смогли успешно работать или учиться в Европе, развивать интересные проекты с европейскими партнерами. А это невозможно без учета специфики европейских стран и принятых там «правил игры». Тот, кто с этими «правилами» знаком, получает преимущество: быстро адаптируется к новой среде, может прогнозировать изменения и тем самым эффективнее планировать свою деятельность.

В ходе этого курса мы знакомимся с тем, как в странах Северной Европы регулируются различные области общественной жизни: от образования до макроэкономической политики, от здравоохранения до защиты прав человека. С одной стороны, студенты получают практическое руководство по жизни, учебе и работе в Европе, с другой - практические навыки по анализу и прогнозированию политических изменений.

Много ли в этом курсе политологии?

Политология, точнее – политический анализ – это та оптика, через которую мы в рамках дисциплины учимся смотреть на привычные нам вещи. Мы можем хвалить или ругать, скажем, здравоохранение, но редко задумываемся, почему оно выглядит именно так в одной стране, и совершенно иначе в другой. Если мы посмотрим на него как на политический курс, то поймем, что многое зависит от качества государственных институтов, особенностей процесса принятия решений, конфигурации партий в парламенте. Политология позволяет увидеть взаимосвязь разных политических курсов: например, как налоговая система влияет на трудовые отношения, а пенсии влияют на неравенство. Однако политический анализ в рамках этого курса – скорее прикладной инструмент, нежели скучная теория.

Почему именно Северная Европа?

Страны Северной Европы – это настоящая «лаборатория лучших практик». Если посмотреть практически на любой рейтинг экономического, политического и социального развития, то с большой вероятностью именно эти страны оказываются в топе. Но если приглядеться, то вообще-то они между собой довольно сильно отличаются, и к своему успеху далеко не всегда идут одним путем. У них разное понимание того, что значит «эффективность», «справедливость», «равенство», «благосостояние». Они по-разному отвечают на современные вызовы, вроде миграции или финансового кризиса. Наш интерес к этим государствам выходит за пределы страноведческой любознательности: через них мы исследуем модели принятия решений и практики успешной политики. Поэтому знания, полученные в рамках дисциплины, могут быть применены и в России, и других странах.

Насколько этот курс может быть полезен студентам – не политологам?

Во-первых, в современном мире специализация уже не так актуальна, как раньше, важны навыки, общие для всех. Способность анализировать, критически мыслить, прогнозировать и адаптироваться в новых условиях – это общие для всех компетенции, и весь наш майнор скорее об этом.

Во-вторых, конкретно в этой дисциплине каждый может найти для себя что-то полезное и знакомое, но в разрезе европейских реалий. Мы обсуждаем процесс принятия решений, макроэкономическую политику, развитие инфраструктуры и информационных технологий, историческую, социальную и культурную специфику стран Северной Европы - эти знания могут пригодиться всем. Наш майнор мыслился как междисциплинарный, и на семинарах мы активно поддерживаем командную работу представителей разных образовательных программ, где каждый может поделиться своими знаниями и получить новые навыки.

Насколько эта дисциплина сложна в усвоении?

Здесь есть два момента. Во-первых, курс довольно сильно насыщен фактами о конкретных особенностях социально-экономической политики в разных странах. Выучить их все очень сложно, если вообще возможно. Но, во-вторых, и это хорошая новость, мы не требуем от студентов, чтобы они наизусть знали величину налоговых ставок или даты принятия законов об образовании. Факты меняются быстро, и с высокой вероятностью через два года данные изменятся. Гораздо важнее, чтобы студенты понимали общую логику развития социально-экономической политики, базовые модели ее реализации, могли своевременно отслеживать возможные изменения. Эти навыки мы в конечном итоге проверяем и на семинарах, и на экзамене. Следует учитывать также, что как и на остальных дисциплинах майнора, нам довольно много приходится читать на английском.

Что бы Вы посоветовали студентам, выбравшим майнор «Европейское пространство»?

На мой взгляд, самое важное, что нужно сделать в начале курса, - определиться с собственной мотивацией: «Зачем мне это?». Ответы могут быть разные. Кто-то с помощью майнора планирует усилить собственные профессиональные навыки, скажем, стать юристом с более глубоким знанием европейского права, или менеджером, понимающим особенности европейских управленческих практик. Кто-то приходит, чтобы получить дополнительную специальность в области анализа социально-экономических или политических процессов. Кому-то просто любопытно, а кто-то хочет поскорее сдать экзамен и все забыть как страшный сон. Мотивация может быть разной, но она должна быть, иначе любой курс станет пустой тратой времени и сплошным мучением.

Кроме того, я бы посоветовал ребятам активнее общаться со сверстниками с других образовательных программ. Самые интересные проекты и идеи, как правило, рождаются именно в таких междисциплинарных тусовках.

 

Беседовала Алиса Шугинова,
студентка второго года обучения
ОП «Политология и мировая политика»