• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Театр и историческая память

Читается

Пререквизиты: нет

Трудоемкость:  кредитов

76 аудиторных часов:

  • 38 часов лекции;
  • 38 часов семинары

Формы контроля:

  • 1 зачет,
  • 2 контрольные работы,
  • 1 домашнее задание

О курсе

Сегодня театр - место интенсивного обсуждения ключевых тем публичной истории – от рефлексии о травматических событиях ХХ века и их месте в современном историческом воображении до исследования опыта отдельных людей. И об этом мы будем говорить на майноре.

Посмотрим, как по-разному театр осмысляет исторические сюжеты. Как соотносятся в спектаклях на историческую тему стремление к исторической точности и использование истории как инструмента рефлексии о современности. Как история театра – с ее травмами и умолчаниями – позволяет понять современность.

Поговорим мы и о том, как сохраняется память о театре в рамках различных институций: в жизни самих театров, в музеях, архивах, библиотеках, личных воспоминаниях. Как осмысляется и представляется прошлое в различных перформативных практиках: исторических реконструкциях и театрализованных представлениях. Вообще приглядимся к перформансу и вместе подумаеи, позволяет ли интерес к перформативности создавать новые «генеалогии» практик и институций (например, судебных заседаний).

Программа

 

ТЕАТР С НУЛЯ

ПРОГРАММА МАЙНОРА

1-2 модули

ТЕАТРАЛЬНАЯ УСЛОВНОСТЬ

 

  1. Условная природа театра: конвенция со зрителем.

Сценическая условность: cцена, занавес, рампа, актеры-персонажи, их значение.

Конвенция со зрителем. Условностьсовокупностьимплицитных

Как философия разного времени осмысляла театр: Аристотель, Гегель, Сартр.

 

  1. Ритуал посещения театра.

Афиши, программки, буклеты. Сцена: виды сценического пространства. Интерактивный театр. Актуальное искусство перформанса.

Мэттью Эйкерс , Джефф Дюпре. «» (2012). Просмотр фрагментов. Анализ.

 

  1. Театр как коллективное искусство.

Распределение ролей в процессе создания спектакля. Кто есть кто в театре. Эпоха просвещенных театралов. Проторежиссеры.

“Театр декораций” Пьетро ди Готтардо Гонзаго.  Декорации и машинерия.

Хайнер Гёббельс. “Эстетика отсутствия”. “Вещь Штифтера”. Просмотр фрагментов. Анализ.

Ромео Кастеллуччи. “Весна священная”.

  1. Что такое режиссура? (в жанре публичного интервью)

Семен Александровский, Дмитрий Волкострелов, Евгения Сафонова

  1. Как работает сценография?

Язык сценографии. Обзор ярких сценографических решений.

Лариса Ломакина (“Три сестры”, реж. К. Богомолов), Ксения Перетрухина (“Сказка о том, что мы можем, а чего нет», реж.Марат Гацалов,пьеса Михаила Дурненкова), Галя Солодовникова («Пастернак. Сестра моя – жизнь», реж. Максим Диденко ).

  1. Как работает хореография?

А.Арто о значении языка жестов в театре.

Балет и современный танец.

Анна Абалихина: проект “Большой балет” . Просмотр фрагментов. Анализ.

  1. Оперная режиссура.

Художественный язык оперы и балета (ср. также переход на обычный шаг в балете  и к разговорной речи в опере).

Современный музыкальный театр: Фил Григорьян. Просмотр фрагментов. Анализ.

 

 

  1.  

ОСНОВНЫЕ ЭПОХИ В ИСТОРИИ ТЕАТРА

  1. Обрядовая природа театра.

Языческий ритуал как основа театрального действа. Слияние актера и зрителя в дионисийском ритуале.Н.Н. Евреинов о дионисийском культе влекции «Театр и эшафот», в «Происхождении драмы» (1921), «Происхождении драмы германцев» (1922), «Азазеле и Дионисе» (1924).

Котурны, маски и другие приспособления в античном театре (напр., Deus ex machina), хор в древнегреческой трагедии.

Ежи Гротовски. “Акрополь” (по Станиславу Выспянскому). Просмотр фрагментов. Анализ.

Анатолий Васильев. "Илиада. Песнь двадцать третья. Погребение Патрокла. Игры", “Медея”. Просмотр фрагментов. Анализ.

Теодорос Терзопулос. “Вакханки”, “Мамаша Кураж”. Просмотр фрагментов. Анализ.

Тадаси Судзуки. “Электра”. Просмотр фрагментов. Анализ.

Средневековый театр. Появление “рампы”.

Литургическая драма, связь с мессой (один текст, на латыни) - обособление от службы (рождественская драма, пасхальная драма, введение бытовых элементов).

Мистерия (ministerium – церковная служба); из процессий в честь церковных праздников, XV-XVI вв.). Принцип симультанности и своеобразие сценических площадок: 1) передвижные фургоны с высоким помостом (педженты), 2) помост с обособленными отделениями, изображавшими различные места действия. 3) ряд беседок на помосте (расположены по прямой линии, обращены к зрителям фронтально.  Изображение рая и ада (машинерия, декорации).

Старинный театр Н.Н.Евреинова.

  1. Народный площадной театр

Условные приемы народного площадного театра. Скоморохи. Ганс Вурст - шут немецкого народного театра (XVI - XVII вв.).

Кукольный театр как условное театральное зрелище (народные куклы: Петрушка – в России, Кашпарек – в Чехии).

Значение идеи “карнавальности” М. Бахтина для понимания природы театра.

  1. Восточный театр

Ритуально-обрядовый восточный театр (Но, Кабуки и др.) и пластическое совершенство актеров.

Кабуки в творчестве Мейерхольда.

Восток в театральных опытах Ежи Гротовского: «Театр истоков».

Питер Брук.  «Махабхарата». Просмотр фрагментов. Анализ.

  1. Средневековая традиция и условность ренессансного театра.

Язык жестов, прием театра в театре, эмблематика, пантомима в английском театре XVI – XVII вв.

Люк Персеваль. “Отелло”. Просмотр фрагментов. Анализ.

Анатолий Васильев. "Каменный гость", или Дон Жуан мертв”. Просмотр фрагментов. Анализ.

  1. Комедия дель арте

Арлекинада Вс. Мейерхольда и А. Таирова .  

Джорджо Стрелер. “Арлекин, слуга двух господ”. Просмотр фрагментов. Анализ.

  1. Театр Шекспира

Традиции театра эпохи Возрождения: “Добрый человек из Сезуана” и “Гамлет” Ю. Любимова. Просмотр фрагментов. Анализ.

Эймунтас Някрошюс. “Гамлет”, “Макбет”, Отелло”. Просмотр фрагментов. Анализ.

  1. Психологический театр

Рождение новой драмы и психологического театра. Драматургия Ибсена, Стриндберга, Чехова, Гауптмана, Горького.

Видимость естественности в психологическом театре:  отсутствие 4-й стены, реплики "в сторону", время реальное и сценическое, изображение синхронного действия, происходящего в разных местах как последовательного. 

Различные драматические жанры и мера условности: “Изо всех родов сочинений самые неправдоподобные (invraisemblables) сочинения драматические, а из сочинений драматических — трагедии, ибо зритель должен забыть, по большей части, время, место, язык; должен усилием воображения согласиться в известном наречии — к стихам, к вымыслам” (А.С.Пушкин. О классической трагедии).

Режиссерские принципы К.С. Станиславского. Театр "Старой голубятни" (1913-1924) Жака Копо: синтез принципов условного театра символистов и психологического театра.

“Три сестры”: пьеса в постановке разных режиссеров (Владимир Немирович-Данченко, Юрий Любимов, Лев Додин, Петер Штайн, Эймунтас Някрошюс). Просмотр фрагментов. Анализ.

  1. Символический театр, “Эпический театр”

“Театр молчания” М. Метерлинка.

Очуждение в театре Б. Брехта.

Метафоричность, экспрессивность, ассоциативность, нарочитый уход от жизнеподобных форм в  в современном режиссерском театре.  

  1. Виды современного театра

Драматург и театр. За какими современными именами стоит следить? Евгений Казачков, Михаил Дурненков, Любовь Стрижак

 

Современный актер

Алена Старостина (Театр Post), Алиса Кретова (мастерская Дм. Брусникина), Валентин Самохин (Театр.doc)

Роберт Уилсон. “Басни Лафонтена”. Просмотр фрагментов. Анализ.

Композитор в театре: Звуковые ландшафты.

Сергей Невский (музыка к сп. «Человек-подушка» в МХТ имени Чехова, Дм. Курляндский (музыка к сп. “Сверлийцы”, реж. Борис Юхананов).

  1. Театр, который мы не воспринимаем как театр.

Экстремальные формы документального театра без нарратива. Спектакли без актеров, сцены.

Семен Александровский. “Топливо”. Просмотр фрагментов. Анализ.

Дмитрий Волкострелов “Молчание на заданную тему”. Просмотр фрагментов. Анализ.

  1. Социальная функция театра. Должен ли театр сам зарабатывать? Почему мы его содержим? Как театр может помочь проблемным социальным группам? Есть ли социальные задачи у театра?

Театр “Римини Протокол” (Rimini.

Жером Бель Даун-танцы. Просмотр фрагментов. Анализ.

Литература.

Аристотель. Поэтика // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Минск: Литература, 1998. (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Aristotel/Poetika/);

Бачелис Т. И. Шекспир и Крэг / Отв. ред. Б. И. Зингерман. М.: Наука, 1983. . (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Bachelis_t/craig/);

Богатырев П. Г. Чешский кукольный и русский народный театр, Берлин–П., 1923 (Режим электронного доступа: Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971 - http://tlf.msk.ru/school/Bogatyrjov_voprosy_teory_volk_art_1971.htm);

Брехт Б. Театр. / Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5/1 / Ком. И. Фрадкина. (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Breht/T5_1/);

Брук П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью / Перев. с англ. М. Ф. Стронина, предисл. Л. А. Додина. СПб.; М.: Малый драматический театр; Артист. Режиссер. Театр, 1996 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Brook/point/);

Выготский Л. С. К вопросу о психологии творчества актера // Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1984. Т. 6. Научное наследство / Под. ред. М. Г. Ярошевского, сост., послесл. и коммент. М. Г. Ярошевского (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Vygotsky/Actor/)

Гротовский Е. От Бедного театра к Искусству-проводнику / Перев. с польск., составл. вступит. ст. и примеч. Н. З. Башинджагян. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2003 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Grotowski/poor_th/);

Давыдова М. В. Художник в театре начала XX века. М.: Наука, 1999 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Davidova/Artist/);

Дживелегов Α., Итальянская народная комедия, М., 1954 (Режим электронного доступа: http://padaread.com/?book=42285);

Зингерман Б. И. Очерки истории драмы 20 века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Отвеств. ред. А. А. Аникст. М.: Наука, 1979 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Singerman/XX_cent/) ;

Крэг Г. Заметка о масках / Крэг Э. Г. Воспоминания, статьи, письма / Сост. и ред. А. Г. Образцова и Ю. Г. Фридштейн, вступит. ст. А. Г. Образцовой, коммент. Ю. Г. Фридштейна, перев. с англ. В. В. Воронина, Г. Г. Алперс, В. Я. Виленкина, Ю. Г. Фридштейна, А. Д. Ципенюк. М.: Искусство, 1988. (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Craig/vosp/);

Кузмин М. А. Условности: Статьи об искусстве. [Переиздание 1923 года.] Томск: Водолей, 1996 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Kuzmin/Uslovnisti/);

Лотман Ю. М. , Успенский Б. А. Условность в искусстве / Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб: «Искусство — СПб», 2000 (Режим электронного доступа: http://dictionnaire.narod.ru/convention.htm);

Мейерхольд В. Э. О театре, СПБ, 1913/ Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы / Ком. А. В. Февральского: В 2 ч. М.: Искусство, 1968. Ч. 1. (1891 – 1917). (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Mejerhold/articl_1/);

Немирович-Данченко В. И. Рождение театра / Ком. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1989  (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Nemirovich/rozhden/);

Руднев П. Драма памяти. Очерки истории российской драматургии. 1950–2010-е.  М.: Новое литературное обозрение, 2018 (Режим электронного доступа: https://www.litmir.me/br/?b=621942&p=1);

Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Rudnitsky/dir_meye/);

Смелянский А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Smeliansky/obstoyat/);

Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актера над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. Ком. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Stanislavsky/#l_18);

Таршис Н. А. Музыка драматического спектакля. СПб.: Издательство СПбГАТИ, 2010 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/Tarshis/music/);

Эсслин М. Театр абсурда / Перев. вступит. ст., коммент. и указ. имен Г.В.  Коваленко, ред. Е. С. Алексеева. СПб.: Балтийские сезоны, 2010 (Режим электронного доступа: http://teatr-lib.ru/Library/#l_27).

Ведущий лектор

Абелюк Евгения Семеновна

Департамент образовательных программ: Доцент