• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

#История #Языки #Культура
#Креативный #Коммуникация #Популярные


Попав в театр, современный зритель нередко оказывается в очень сложной ситуации, может быть, даже более сложной, чем читатель непростой поэзии XX-XXI вв. В самом деле, как смотреть театральный спектакль в эпоху режиссерского театра, когда  даже традиционная драматургия, поставленная не очень традиционным  способом, может вызвать растерянность у зрителя? Кроме того, сегодня содержание понятия «театр» шире, чем еще 50 лет назад – мы живем  в эпоху постдраматического театра. Культуру восприятия театрального спектакля сегодня надо формировать так же, как навык слушания музыки, как  опыт  понимания поэзии. 

Наш майнор предполагает знакомство с разными типами театра, существующими сегодня, – документальным и поэтическим, визуальным и физическим, предметным и театром художника. Мы будем говорить о том, как режиссерский театр реформировал оперу. О том, что такое театр пантомимы и как понимать язык пластики. Мы живем в эпоху плюрализма театральной культуры, и началась эта эпоха сравнительно недавно. Для того, чтобы с ней освоиться, важно проследить движение театра во времени. И потому занятия майнора будут посвящены и театру ритуала, и истории режиссерского театра. Мы будем говорить о психологическом театре и системе Станиславского, о символистском театре, о конкструктивистском театре, о биомеханике Мейерхольда, об агиттеатре, о театре абсурда, о системе эпического театра, о постмодернистском и перформативном театре. Несмотря на то, что самые разные театральные системы требуют от актера перевоплощения, и это их объединяет, принципы актерского искусства могут быть разными – один в системе Станиславского, другой – в системе Брехта и т.п. В разные эпохи неодинаково складывались и отношения театра со зрителем: так, особенность современного театра – интерактивность; вместе с тем и сегодня сохраняются традиционные формы отношения театра со зрителем. То есть сегодняшний зритель должен быть готов к восприятию разных способов актерского перевоплощения, а также к тому, что в театре он может оказаться в ситуациях, построенных на разных способах коммуникации актеров с зрительным залом.

Несмотря на небывалое многообразие современного театра, в нем сохраняется вечный закон искусства: его своеобразие определяется диалектикой традиции и новаторства. А в новом всегда хочется разглядеть черты оригинального почерка конкретного театрального режиссера, хочется научиться понимать сказанное на разных сценических языках. С этой целью вместе с нашими слушателями/участниками майнора мы будем разбирать, в чем своеобразие разных сценических мизансцен, смыслы сценических метафор, роль в спектакле света и музыки. Будем говорить о том, что дают спектаклю разные способы организации пространства зала, рассадки зрителей, сценического пространства… Предметом нашего обсуждения станут спектакли лучших российских и зарубежных режиссеров. Майнор «Театр с нуля» будет нацелен на обогащение  зрительского опыта и    культуры восприятия театрального действа у всех, кто выберет его.

 

Курсы майнора:

Трудоемкость:  кредитов

Ограничения для выбора образовательным программам: нет

Статус

Максимальное число слушателей: 90

Годы реализации: 2019 — 2021

Целевая аудитория: студенты 2018 года набора



23 марта 2019. FAQ (Часто задаваемые вопросы студентов)

Люди XXI века любят темп и лаконичность (кстати, современный театр тоже) – и кураторы Комитета по качеству образования Студенческого совета НИУ ВШЭ (пожалуй, такое название все же не соответствует нашему времени – слишком длинное) попросили не ограничиваться длинным рассказом о театральном майноре, а дополнительно сказать о нем еще и кратко. Ну что ж, попробуем ответить на присланные вопросы.

Опишите свой майнор пятью словами:

Праздник, запах кулис, пережить и понять

Опишите дисциплины вашего майнора. Почему они важны для изучения?

1) Современный театр и театральные системы прошлого – Как научиться в новом и неожиданном распознавать искусство и подделку под него?

2) Театр и историческая память – Как театр помогает понять время - свое и чужое?

3) Антропология актера – Как в созданных актером образах разглядеть создающего их человека? Как соотнести эти образы с тем, что хотят сказать нам авторы пьесы и спектакля?

4) Театральность и перформативные практики в европейской истории до XXI в. – О чем можно сказать: “это театр”, а о чем нельзя?

Портрет студента которому будет интересен майнор.

Это человек, умеющий радоваться новому, слушать других и видеть красоту там, где ее не всегда видят другие. А еще это человек с живым умом.

Три навыка, который студент приобретет после прохождения курса.

Умение искать точные слова для выражения своих впечатлений и мыслей. Уверенность в себе. Желание сверять свои соображения с соображениями других людей.

Развейте главный стереотип о майноре.

Не стоит думать, что здесь вы получите готовые рецепты для разговора о театре - стереотипов не будет.

С какими сложностями может столкнуться студент при обучении на майноре.

Возможно, кому-то и придется преодолевать себя и из пассивного зрителя становиться активно размышляющим и высказывающимся человеком.

Какими знаниями уже должен обладать человек для успешного прохождения майнора

Иметь хотя бы небольшой зрительский театральный опыт.

 Какой уровень знания английского языка необходим для прохождения вашей дисциплины

Любой. Иногда слушателям майнора придется смотреть спектакли на иностранных языках, в том числе на английском. Но искусство театра может быть понято и без переводчика.

Примеры заданий

В целях предоставления возможности индивидуального подбора майнора по личным параметрам (качествам, навыкам, пожеланиям) просим представить вниманию выбирающих пример задания.

Типовых заданий не даем принципиально.



Иллюстрация к новости: “Как молния”: ушла из жизни Зинаида Славина

“Как молния”: ушла из жизни Зинаида Славина

Когда Театру на Таганке исполнялось 25 лет, друзья театра отвечали на вопросы анкеты. Среди прочих был такой: “Ваши первых воспоминания о «Таганке»”. Зиновий Паперный, литературовед, писатель, пародист, отроумнейший и глубокий человек, написал: «Мою первую встречу с “Таганкой” не забуду никогда. “Таганка” тогда находилась еще не на Таганке. В ЦДЛ [ЦентральномДоме литераторов в Москве] шел спектакль “Добрый человек из Сезуана”, поставленный Юрием  Любимовым с группой ребят из Щукинского училища. Будущая “Таганка” сразу начала со своего звездного часа. Казалось, был даже не шум, а гром аплодисментов. И как молния среди этого грома, носилась по сцене Зинаида Славина».Образ актрисы был выделен из числа других талантливых студентов Ю.П.Любимова неслучайно.Говоря об этом “звёздном” спектакле режиссера, критики снова и снова писали о Славиной.«В спектакль Юрия Любимова … влилось щемящее, до боли острое сострадание к трагической судьбе вот этой, не всякой, не другой, а этой самой Шен Те. Доброе, прекрасное, слабое и женственное в своей героине Славина играла с предельной искренностью самовыражения. Она лирически беззаветно отдавалась трагедии, она – вопреки всем предостережениям Брехта – совершенно сливалась со своей героиней», - писал Константин Рудницкий. И еще, он же: «Первая актриса театра Зинаида Славина – с ее пронзительным, чуть хрипловатым голосом, с ее резкой и графически четкой пластикой, с ее тоненькой фигуркой гимнастки в черных брюках или в черной юбке и с ее огненным темпераментом – вела весь спектакль на высокой ноте. Поучительную, дидактическую брехтовскую притчу о Шен Те и Шуи Та актриса восприняла и сыграла с трагедийностью душераздирающей. Это слово – душераздирающая трагедия – я хотел бы особенно сильно подчеркнуть. Душа раздиралась надвое между стремлением жить по-человечески: любить, творить добро, дать жизнь ребенку – и необходимостью ради всего этого быть жестокой, бесчеловечной.В порыве к добру, любви Славина экстатически вдохновенна. Она отдается надежде и радости с самозабвением. Вся она – словно стремительный полет к счастью. К счастью летит ее низкий, порывистый, трепетный и властный голос. Счастье обещает ее уверенная, точная, легкая, летящая пластика. Но как все меняется, когда Шен Те настигает очередная беда! Те же руки, которые только что взлетали, как крылья, свободно и широко, теперь становятся ломкими, усталыми. Гибкое тело стягивается горем в мучительный узел, валяется, обессилевшее, на полу… Голос начинает метаться, отчаянно вибрировать. Перевоплощение неизбежно, добро должно стать злом, Шен Те обязана принять облик Шуи Та. Котелок, черные очки, брюки, тросточка – вот и все, что для этого требуется. Но пластика актрисы теперь надменна, все движения сухи и резки, жесты повелительны. Голос звучит холодно и безучастно. В нем нет ни одной нотки сострадания. Таковы две – кажется, несовместимые, половинки одной души. Но высшее торжество Славиной в том и состоит, что она доказывает их взаимную связанность, их органическую и неизбежную слитность»  (К. Л. Рудницкий. Спектакли разных лет. М.: Искусство, 1974, сс. 296 – 301). Игре Славиной специально посвятил статью Вадим Гаевский. Он писал:«Славина играет, как играть не принято, как играть нельзя. Эти исступленные крики, эта взвинченная патетика, эта нещадная растрата нервной энергии возвращают нас к полулегендарным временам актеров-романтиков. Актриса “нутра” в театре на Таганке? <…> Даже брехтовскую пьесу-притчу она играет как поэтическую драму, возвращая дидактика и диалектика Брехта к далеким его экспрессионистским истокам. Это Брехт, преломленный через иной национальный темперамент, через традицию полупричитаний-полупроклятий, через Марину Цветаеву (недаром ее стихи введены в спектакль в качестве зонга); это Брехт, в которого добавлена капля женской крови, Брехт кровоточащий, – такого Брехта мы еще не знали» (В. М. Гаевский. Славина // Театр, 1967, №2, сс. 75-78). После “Доброго человека” у Зинаиды Славиной были другие роли, также прекрасные. Об одной из них – в поэтическом спектакле “Павшие и живые” Наталья Крымова писала: “Когда З. Славина читает в “Павших и живых” стихи О. Берггольц, суть не только в том, насколько точно и тонко она передает смысл этих стихов. Мне совершенно ясно, что она точно так же, как эти, поняла и пережила еще и стихи С. Гудзенко, что звучат в конце, и судьбу Э. Казакевича, о которой рассказано в середине, и вообще весь смысл, все содержание спектакля прошло через одну эту актрису. Она играет так, будто одна в ответе за спектакль. Точно так же играют все остальные» (Наталья Крымова. Павших памяти священной.// Театр, 1966, №4, сс.49 – 52).

Иллюстрация к новости: Новое рождение запрещенного в 1970-м спектакля по стихам Вознесенского

Новое рождение запрещенного в 1970-м спектакля по стихам Вознесенского

Это был еще не спектакль, пока только эскизы к нему. Точнее, этюды, придуманные студентами самых разных факультетов "Вышки" с помощью Дарьи Денисенко, режиссера и ученицы Ю.П.Любимова. Cтуденты участвовали в проекте Лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ и Благотворительного фонда развития театрального искусства Ю.П.Любимова.

Иллюстрация к новости: Студенты Высшей школы экономики о спектакле-юбиляре - "Добром человеке из Сезуана"

Студенты Высшей школы экономики о спектакле-юбиляре - "Добром человеке из Сезуана"

Проект “Театрализованная лекция”, который затеяла Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ,  от участвующих в нем студентов требует многого. Посвящен он рассказу о легендарном спектакле Театра на Таганке “Берегите ваши лица” по стихам А.Вознесенского.

Чтобы реконструировать фрагменты спектакля и рассказать о нем, необходимо глубокое погружение – в лирику Вознесенского, в эпоху 60-х, в творчество Ю.П.Любимова и его театра в целом. 

Лекции о театре, анализ стихов, их чтение с историко-культурным комментарием, занятия движением и речью, постановка собственных этюдов, вдумчивое и внятное художественное чтение, причем такое, чтобы галерка услышала, а зал в Басманном корпусе Высшей школы экономики немалый… И это всё еще до распределения ролей.

Но важен и зрительский опыт – и Фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова, серьезно поддержавший этот проект, подарил студентам билеты на “Доброго человека из Сезуана” – знаменитый спектакль, с которого и начиналась Таганка.

Сегодняшний “Добрый” – юбиляр, ему 55 лет. Восемь лет спекталь не поддерживается Любимовым – с того момента, как режиссер ушел из своего театра, прошло уже столько времени. За такой срок спектакли старятся и разваливаются, но вот что написали ребята о своих впечатлениях. Читая их, вы почувствуете, как многое изменилось.  Даже язык, на котором разговаривают современные студенты, иной: “персонажи и персонажки”, - пишут они. Естественно, что они и от театра ждут совсем не того, чего ждали их сверстники в 1960-е и 70-е годы. Чаще актерская игра им нравится, но иногда – нет. В оценке каких-то деталей их отзывы могут совпадать, а могут и расходиться – например, по-разному оценивают они исполнение зонга на стихи Марины Цветаевой. О спектакле же в целом почти все они пишут как о живом и важном для себя. Поэтика и содержание театра Любимова волнуют как прежде.
Евгения Абелюк

Иллюстрация к новости: Театр и история

Театр и история

Круглый стол «Театр и история» прошел в Российской Государственной библиотеке по искусству в рамках "Дня театроведа". Инициатор - издательство «Нестор-История» и его директор Сергей Ефроимович Эрлих. Реальную историю или исторические мифы представляет театр и как выглядела в свете этой проблемы драматургия Михаила Шатрова? Какова содержательная функция исторически точной детали в театре? Как связана с исторической реальностью драматургия Леонида Андреева? Речь на Круглом столе шла и о постдраматическом театре, точнее о его начале в найшей стране: руководитель  Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ, Евгения Абелюк, рассказала о многоаспетных отношениях театра Любимова с историей. Об исторических источниках, иногда неожиданно редких, которые на равных с художественным текстом входили в сценические композиции Театра на Таганке. О том, как на репетиции, рассказывая актерам те или иные исторические факты или пересказывая эпизоды из "Истории Государства Российского" Н.М. Карамзина, режиссер, помогал им войти в образ. О том, как в спектакли Любимова входила современная, актуальная история - они получали политическое звучание: например, в пьесе Берегите ваши лица" по стихам А.Вознесенского (начало работы - 1968 год) речь шла о молодежных движениях в мире - в США, в Китае, во Франции; в пьесе "Под кожей статуи Свободы" по стихам Е. Евтушенко время воплотилось в сценографической метафоре - в образе "железного" занавеса. Е.С.Абелюк говорила и о том, как история Театра на Таганке (впрочем, как история практически любого театра) рассказывает об истории страны; в случае Таганки - это и история цензуры советского времени, и возникновение особой театральной "Системы" 1970-х-80-х годов (так ее называли "фанаты" Таганки), распространившейся с этого театра на другие московские и несколько петербургских театров.

Иллюстрация к новости: "Яндекс в театре", а еще как живется Гоголь-центру, "Практике" и Театру.doc сегодня

"Яндекс в театре", а еще как живется Гоголь-центру, "Практике" и Театру.doc сегодня

Статью "Как дела у «Гоголь-центра», «Практики» и «Театра.doc»?", театров, оставшихся в прошлом году без художественных руководителей, на странице проекта  "Яндекс в театре" разместил один из создателей проекта, главный эксперт Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XIX-XX вв. НИУ ВШЭ, Антон Хитров (гл. редактор - Алексей Киселев). На этот совместный проект Издательства Яндекса,  фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishnеva и фестиваля «NET — Новый Европейский Театр»  стоит обратить внимание. Здесь можно  увидеть расписание прямых трансляций на ближайшее время спектаклей-номинантов «Золотой Маски», “побывать” на разных театральных фестивалях, обнаружить 19 лучших российских театров за пределами Москвы и Петербурга и 15 лучших российских спектаклей по Шекспиру, вместе с путеводителем побродить по современному театру. А еще можно получить совет, как не попасться на электронную удочку и не купить поддельный билет, и, напротив, как купить билет в театр подешевле. И еще можно много чего – например, узнать про Театр в мире Тора, Гарри Поттера и «Игры престолов».