Разработчик майнора — Департамент общей и прикладной филологии, Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.

Попав в театр, современный зритель нередко оказывается в очень сложной ситуации, может быть, даже более сложной, чем читатель непростой поэзии XX-XXI вв. В самом деле, как смотреть театральный спектакль в эпоху режиссерского театра, когда даже традиционная драматургия, поставленная не очень традиционным способом, может вызвать растерянность у зрителя? Кроме того, сегодня содержание понятия «театр» шире, чем еще 50 лет назад – мы живем в эпоху постдраматического театра. Культуру восприятия театрального спектакля сегодня надо формировать так же, как навык слушания музыки, как опыт понимания поэзии.

Наш майнор предполагает знакомство с разными типами театра, существующими сегодня, – документальным и поэтическим, визуальным и физическим, предметным и театром художника. Мы будем говорить о том, как режиссерский театр реформировал оперу. О том, что такое театр пантомимы и как понимать язык пластики. Мы живем в эпоху плюрализма театральной культуры, и началась эта эпоха сравнительно недавно. Для того, чтобы с ней освоиться, важно проследить движение театра во времени. И потому занятия майнора будут посвящены и театру ритуала, и истории режиссерского театра. Мы будем говорить о психологическом театре и системе Станиславского, о символистском театре, о конкструктивистском театре, о биомеханике Мейерхольда, об агиттеатре, о театре абсурда, о системе эпического театра, о постмодернистском и перформативном театре.

Несмотря на то, что самые разные театральные системы требуют от актера перевоплощения, и это их объединяет, принципы актерского искусства могут быть разными – один в системе Станиславского, другой – в системе Брехта и т.п. В разные эпохи неодинаково складывались и отношения театра со зрителем: так, особенность современного театра – интерактивность; вместе с тем и сегодня сохраняются традиционные формы отношения театра со зрителем. То есть сегодняшний зритель должен быть готов к восприятию разных способов актерского перевоплощения, а также к тому, что в театре он может оказаться в ситуациях, построенных на разных способах коммуникации актеров с зрительным залом.

Несмотря на небывалое многообразие современного театра, в нем сохраняется вечный закон искусства: его своеобразие определяется диалектикой традиции и новаторства. А в новом всегда хочется разглядеть черты оригинального почерка конкретного театрального режиссера, хочется научиться понимать сказанное на разных сценических языках.

С этой целью вместе с нашими слушателями/участниками майнора мы будем разбирать, в чем своеобразие разных сценических мизансцен, смыслы сценических метафор, роль в спектакле света и музыки. Будем говорить о том, что дают спектаклю разные способы организации пространства зала, рассадки зрителей, сценического пространства… Предметом нашего обсуждения станут спектакли лучших российских и зарубежных режиссеров. Майнор «Театр с нуля» будет нацелен на обогащение  зрительского опыта и культуры восприятия театрального действа у всех, кто выберет его.

Узнать больше о курсах и ограничениях для студентов 2020 года набора

Ответственный за майнор

Пенская Елена Наумовна

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Научный руководитель

Абелюк Евгения Семеновна

Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Заведующий лабораторией

 

Пенская Елена Наумовна - курирование 1 курса майнора,

Абелюк Евгения Семеновна - курирование 2 курса майнора.