• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
#New #Креативный #Коммуникация #Популярные
#Общество #Team work #Исследования #Социология науки

Основная идея: 
Майнор учит представлять и популяризировать свой научный проект для разных аудиторий, переводить научный регистр в научно-популярный, выстраивать диалог между Наукой и Обществом, понимать, зачем это необходимо и первой, и второму, использовать современные медийные форматы массовой коммуникации для расширения базы сторонников своей научной специальности, своего научного проекта.

Научная коммуникация - взаимодействие науки и публики, внешний интерфейс института науки. В рамках майнора рассматривается возрастающая роль общества и его поддержки в развитии и принятии научного знания.

Роль ученого как позитивная модель поведения и роль научной рациональности как образцовый способ решения проблем становятся опорными в современном обществе, разочаровывающемся в пост-правде медианарратива и теряющем моральные основания доверия к политическим институтам демократии. В этой ситуации научная истина, которая никогда не была демократична, воспринимается как новая социальная надежда. Надежда на технологическое совершенство и на новую рационализацию общественной жизни.

Майнор «Научная коммуникация» позволит студентам освоить роль научного коммуникатора как посредника, "продавца" и "переводчика", для института науки, для своей выбранной научной специализации. Навыки, предусмотренные этой ролью, помогут эффективно позиционировать результаты собственных исследований студентов.

В университете Вы замечаете, что по сравнению с миром повседневности и здравым смыслом обычного человека, внутри науки действуют особые правила, свой язык и своя культура. Это универсальная культура научного мира и локальная субкультура конкретной научной специальности (факультета, департамента), научной школы, лаборатории или "мыслительного" коллектива. Поведение ученых подчиняется нормам академической профессии, нормам научного этического кодекса, мотивация ученых всегда раздваивается - достижение правдободобного научного знания встречает на своем пути социальные, политические, экономические и другие обстоятельства. В сериале "Теория большого взрыва" ученых (и одного инженера) сравнивают с персонажами Стартрека, комиксов Марвел или джедаями. Потому что правила поведения внутри института не всегда понятны постороннему. При этом доверие к науке и научной рациональности является одной из основ современного общества - это доверие к научным фактам, к технологиям, к медицине, к принятию решений в обществе на основе научных данных. Это доверие является результатом успешной научной коммуникации - публикации в СМИ, публичном выступлении, посещении музея науки, просмотра фильма. В этом майноре мы пройдем от ядра института науки к обществу как потребителю научного знания и наблюдателю научных таинств. Основная наша задача - понять, как наука конструирует доверие к себе, как научная профессия выглядит не в сериале, а в жизни, как наука коммуницирует с обычными людьми, находит свою публику, повышает ее грамотность, заставляет кого-то пойти в бакалавриат.

Понимание роли своей науки в обществе и своей роли внутри системы производства и распространения научного знания поможет лучше понимать цели того предприятия, в котором вы собираетесь провести несколько лет, а, возможно, и задержаться в нем подольше.


Институт науки и жизнь лаборатории

Курс начинается с рассмотрения истории становления науки в 17 веке на примере произведения Ф.Бекона "Новая Атлантида". Обсуждается вопрос, поставленный Томасом Гьериным - чем Наука отличается от Кока-Колы? Наука рассматривается как общественное благо. Институт науки и ее цеховая социальная структура анализируется как источник обобщенного доверия к роли ученого и формированию позитивного общественного восприятия научной рациональности как нормативно господствующего способа решения проблем. К.Поппер. Р.Мертон. Т.Кун. Эссе Бертрана Рассела "Бесполезное знание". Как устроена научная лаборатория, научная среда, научная культура

Социология научной коммуникации

Научная коммуникация актуализирует вопрос о социальной ответственности и "пользе" науки после XX мировой войны. Изучается становление нового социального контракта между наукой и обществом: условия понимания людьми научного знания и условия вовлечение неспециалистов в научную деятельность становятся критическими.  Природа социального протестного движения за науку в интересах общества. Социальное окружение науки - сравнительная эмпирика установок к науке и научной грамотности. Модели научной коммуникации. Доклад «Наука и общество», Стратегия НТР, социологические исследования. Феномен popular science и citizen science. Паранаука и борьба с ней - как устроены паранаучные коммуникации.

Научная журналистика: от пропаганды до экспертизы

Профессия научного журналиста. Миссия журналиста и миссия научного коммуникатора и популяризатора: сходства и различия. Функции журналистов и функции коммуникаторов. Ключевые технологии создания журналистских тестов. Базовая система жанров, форматов и платформ и ее применение для научной коммуникации. Работа журналиста с источниками. Практикум по подготовке текстов, видео. Практикум по работе с мультимедийными инструментами журналиста (таймлайны, типы визуализации, анимация и т.п.).

Профессия научного коммуникатора. Основные инструменты общественных связей. Цели и задачи общественных связей в науке. Основы маркетинга в социальных медиа и применение в научной среде. Взаимодействие с прессой. Основы ивент-менеджмента и ивент-маректинга. Подготовка мероприятий для общественности. Концепции мероприятий. Корпоративные порталы и веб-проекты.

Практикум популяризации науки: проект

Слушатель реализует командный проект по практическому дизайну и реализации научной коммуникации. Мастер-классы и практические кейс-стади направлены на изучение лучшего опыта научной коммуникации вузовской науки и внешних аудиторий. Результатом освоения курса будет владение теорией и практикой социологического анализа научной коммуникации (НК), а именно: способность идентифицировать миссию и цели НК; модель и идеологию НК; бенефециария НК; выбрать метод измерения результативности НК; способность оценить риски и социальные последствия НК. Изучаются формы и форматы научной коммуникации, медиализация и геймификация научной коммуникации. Феномен делиберативности как повышения субъективной оценки научной грамотности и уровня вовлеченности публики.

 

Трудоемкость:  20 кредитов
Ограничения для выбора образовательным программам: нет
Максимальное число слушателей: 90
Годы реализации: 2019 — 2021
Целевая аудитория: студенты 2018 года набора



Мы будем рады видеть на майноре всех, кто любит науку и хочет видеть ее современной и востребованной обществом!
Свои вопросы и комментарии пишите нам на адрес studscience@hse.ru в Центр академического развития студентов ВШЭ 

Вступайте в студенческий проект "Республика ученых" НИУ ВШЭ!