• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сложно органнизованные удовольстия синефилов

Каждый год Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ предлагает студентам Вышки большой набор общеуниверситетских гуманитарных факультативов. Одно из основных направлений этой новаторской преподавательской работы — современная культура. Это авторские курсы, посвященные кино, фотографии, театру, рекламе, медийным аспектам современной политики и т.д.

Каждый год Институт гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) ГУ-ВШЭ предлагает студентам Вышки большой набор общеуниверситетских гуманитарных факультативов. Одно из основных направлений этой новаторской преподавательской работы — современная культура. Это авторские курсы, посвященные кино, фотографии, театру, рекламе, медийным аспектам современной политики и т.д.

Курс "Кино в культуре ХХ века", который читает старший научный сотрудник ИГИТИ Наталья Самутина, неизменно пользуется высокой популярностью среди студентов Вышки. С 4-го учебного модуля в рамках курса проводится спецсеминар "Анализ фильма в контексте современных гуманитарных исследований", который завершится в конце мая студенческой конференцией с тем же названием — первой конференцией в ГУ-ВШЭ о кино.

О важности важнейшего из искусств говорит Наталья Самутина.

Наталья Владимировна, к вам на базовый курс записываются студенты практически со всех факультетов Вышки. Что это — просто интерес к кино, или что-то другое? И для чего вообще кино изучать?

— С развернутого ответа на этот вопрос я обычно и начинаю первое занятие. Вы совершенно правы — студенты, записавшиеся на курс, чаще всего реагируют просто на само слово "кино", рассчитывают на удовольствие. И в чем-то этот расчет обоснован — без зрительского удовольствия кино не существует, но исследовать его, разбирать фильмы — удовольствие не меньшее. Однако с первых же занятий перед добровольцами разворачивается достаточно сложная картина современного знания о культуре, им приходится осваивать новую оптику, учиться задавать кинематографу не только эстетические, но социологические, культурно-антропологические, философские вопросы.

В названии курса не случайно фигурирует культура ХХ века. Та история, которую я рассказываю с помощью кино, посредством кино — это история о становлении и характере современной культуры, история самой современности, реализующей себя через кинематографический образ, без него не существующей. Появляясь на рубеже веков, кино определяет не только основную форму удовольствия, массового зрелища нового столетия, но и ключевые для современности способы зрения, трансляции информации, организации времени, кино резко сдвигает границы частного и публичного, вымысла и реальности, запускает работу принципиально новых идеологических механизмов...

 

Полный текст интервью в ленте новостей ГУ-ВШЭ >>