• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Преподавателям и научным сотрудникам о проектах студентов

Как организована проектная деятельность в НИУ ВШЭ:

Проекты в учебных планах образовательных программ

В соответствии с образовательными стандартами (ОС) НИУ ВШЭ в учебный план образовательных программ бакалавриата и магистратуры включена проектная и научно-исследовательская работа. 

Проекты, как и учебные дисциплины, бывают:

обязательные – «жестко» закрепленные в учебном плане и выполняемые на условиях образовательной программы;

вариативные - доступные для самостоятельного выбора студентом из числа предложенных инициатором проекта на рассмотрение академическому руководителю программы.

 У каждой образовательной программы количество зачетных единиц, выделенных для проектной работы,  может значительно отличаться. Объем проектной работы на текущий (следующий) учебный год отражается в учебном плане программы, который можно найти в разделе «Документы» на сайте каждой образовательной программы.

Проектная деятельность не привязана к графику учебного процесса. Она может быть организована в течение всего года как ограниченно по времени, так и распределенно, включая периоды занятий и каникулярное время.

В чем состоит суть проектной работы?

Проект - это самостоятельная организованная деятельность студентов, направленная на поиск решения практической или теоретически значимой проблемы.

Ключевые признаки проекта:

- результат оформляется в виде конечного продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности;

- имеет четко поставленные задачи, критерии достижения результата (заданные характеристики получаемого продукта), ограниченные сроки выполнения;

- основные способы достижения – разработка, отбор и реализация проектных решений (управление проектами);

- направлен на приобретение, закрепление и развитие практических знаний или умений, необходимых в будущей профессиональной деятельности студентов, а также опыта самоорганизации.

Кто может быть инициатором (руководителем) проекта?

Инициатор проекта – тот, кто формирует проектную заявку, формулируя цели и условия участия в проекте. Он может являться работником Университета или не быть им. В случае, если инициатор проекта – внешнее по отношению к Университету лицо, ему необходимо найти Заказчика проекта - человека или подразделение Университета, которое заинтересовано в результатах проекта.

Руководитель проекта – тот, кто несет ответственность за организацию и реализацию проекта.

В обязанности руководителя проекта входит:

- разработка технического задания проекта;

- разработка плана-графика проекта;

- отбор кандидатов для участия в проекте;

- распределение обязанностей и помощь в организации и реализации проекта участникам;

- организация публичного представления результатов проекта;

- оценка работы участников (включая оценку их отчетов по проекту по заранее определенным критериям);

- оформление учебной отчетной документации по проекту (оценочного листа и т.п.)

Инициатор, заказчик и руководитель проекта могут быть разными лицами или одним и тем же лицом.

В случае если проект инициируется в рамках административного подразделения Университета, то его инициатором должен выступать руководитель этого подразделения; при этом не допускается, чтобы содержание проектной деятельности совпало с должностными обязанностями работников данного подразделения.  

Как подать проектную заявку?

Предложение проектов формируется на «Ярмарке проектов» в виде проектных заявок, содержащих необходимую для выбора студентами информацию об участии в проекте. Права доступа для внесения проектных заявок есть у всех сотрудников Университета  (через личный кабинет сотрудника).

Инициатор проекта обязан оформить проектную заявку по правилам, установленным Университетом, в частности:

  • описать заказ на проектное решение, указав востребованность результатов проекта;
  • описать планируемые результаты (проектные с точки зрения получения итогового продукта и образовательные - с точки зрения приобретаемых и развиваемых компетенций);
  • понятно и однозначно описать суть работы, выполняемой участниками проекта;
  • указать сроки и условия реализации проекта, а также при необходимости - специальные требования к участникам;
  • предложить форму представления итогового результата/продукта;
  • указать способ и методы оценки результатов проекта и работы участников проекта (в том числе оценку сформированности заявленных компетенций), для групповых проектов - с учетом индивидуального вклада каждого участника.

    Инструкция по добавлению проекта на ЯП (PDF, 1.16 Мб) 

Информация заносится как в форму заявки, так и в отдельно прикрепляемый к заявке файл проектного предложения (см. шаблон ниже). 

Шаблон проектного предложения

Project proposal

Как происходит согласование заявки на проект?

После заполнения заявки на проект в личном кабинете сотрудника и прикрепления файла с проектным предложением, необходимо изменить статус заявки с «Черновик» на «Рассмотрение ДООП». После этого заявка автоматически попадает на согласование к администраторам Ярмарки проектов и академическим руководителям программ, студенты которых предпочтительны для участия в предлагаемом проекте. На согласование исследовательских и прикладных проектов отводится 5 рабочих дней, в течение которых администраторы Ярмарки проверяют заявку на корректность заполнения, а академические руководители – на пригодность для студентов своих образовательных программ. По истечении 5 рабочих дней заявка активируется администратором и становится доступной для записи студентам. Заявки на сервисные проекты в случае корректности представленной информации активируются сразу после проверки. После окончания срока записи руководителю проекта приходит автоматическое письмо со списком всех студентов, подавших заявки на участие в проекте. В течение 7 следующих дней руководитель должен принять заявки подходящих и отклонить заявки непрошедших отбор кандидатов.

Внимание! При указании сроков записи на проекты исследовательского и прикладного типа просьба учитывать период согласования заявки!

Как определить тип проекта?

С точки зрения целей и результатов различаются следующие типы проектов:

- Исследовательский – проект, основной целью которого является проведение исследования. В качестве результата предполагается получение статьи, публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и иного научного продукта; 

- Прикладной – проект, основной целью которого является решение прикладной, либо коммерческой задачи. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт.

- Сервисный – проект, направленный на решение служебных задач или для обеспечения текущей работы Университета. Результатом такого проекта является вклад участника проекта в организацию какого-либо мероприятия (например, конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании) или в реализацию организационных процессов (например, организацию обратной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку каких-либо материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, систематизации баз данных). Сервисные проекты, как правило, не имеют специальных предметных требований к учасникам и направлены на развитие так называемых, "мягких навыков". 

Проектная деятельность может быть организованы в смежных формах, к которым относятся практико-ориентированный проект, исследовательский проект, прохождение практики в виде участия в работе проектной группы или научно-учебной лаборатории и другие.

Как рассчитать количество кредитов?

Количество кредитов в проектной заявке рассчитывается на одного студента по формуле: продолжительность проекта (в неделях) * трудоемкость проекта (в астрономических часах) /  25 часов.

Пример: проект продолжительностью с 1 октября по 1 марта (приблизительно 20 недель) и общей трудоемкостью 4 часа в неделю будет «весить» 3 кредита.

Какая нагрузка положена за руководство проектом?

Учебная нагрузка за руководство проектами рассчитывается в соответствии с нормативами, принятыми для расчета нагрузки год в НИУ ВШЭ. Согласно указанным нормативам в 2019/20 учебном году:

- руководство студентом, задействованным в исследовательском или прикладном проекте составит 3 академических часа на каждую зачетную единицу проекта;

- руководство студентами, участвующими в сервисном проекте составит 10 академических часов за один проект

Можно ли привлечь студентов после закрытия записи?

В случае недостаточного количества участников или необходимости замены участника проекта руководитель проекта имеет право объявить дополнительный набор путем открытия электронной записи, либо привлечения нового участника. Студентам, не прошедшим процедуру электронной записи, руководитель проекта выдает подтверждение участия в проекте, которое передается менеджеру образовательной программы, на которой студент обучается, для внесения проекта в индивидуальный учебный план.

Шаблон подтверждения участия студента в проекте

Как отобрать заявки?

По окончании срока записи руководителю проекта на указанную в проектной заявке электронную почту направляется список всех студентов, подавших заявки на участие в проекте. При необходимости руководитель проекта проводит отбор кандидатов на основании специальных требований, предусмотренных в проектном предложении. При отсутствии специальных требований в проектной заявке должен быть указан механизм отбора кандидатов, если их число превысит потребность  в участниках проекта.

После утверждения списка участников проекта руководитель проекта в личном кабинете утверждает заявки отобранных студентов в целях автоматической передачи данных об участниках проекта в систему АСАВ.

Инструкция

Как  оценить студентов ?

По итогам проекта руководитель обязан оформить отчетные материалы на всех участников проекта. В результирующую оценку по проекту входит:

  • оценка уровня сформированности компетенций, заявленных для данного проекта в качестве планируемых результатов;
  • оценка собственно результата/продукта, полученного в итоге выполнения проекта;
  • оценка участия студента в проекте и т.п.

1. Оценочные листы заполняются руководителем на каждого из участников проекта и передаются менеджерам образовательных программ по корпоративной электронной почте. Информация о требованиях к оцениванию участников, а также возможность/невозможность пересдачи проекта должна быть представлена в проектной заявке и известна студенту на этапе выбора проекта.

- Проекты объемом менее трех зачетных единиц могут быть оценены «зачтено» или «не зачтено».

- Проекты объемом от трех зачетных единиц должны оцениваться по 10-бальной шкале.  Каждая из составных частей результирующей оценки приводится к 10-бальной шкале, результирующая оценка представляет собой взвешенную сумму составных частей. Формулу результирующей оценки определяет руководитель в технической задании и указывает в оценочном листе.

2. К оценочному листу прилагается отчет по проекту, заполняемый студентом самостоятельно. 

3. Для "внешних" проектов дополнительно предоставляется отзыв на участника с проставлением подписи, реквизитов и печати внешней организации.

«Неполное кредитование»: руководитель проекта имеет возможность снизить число зачетных единиц, засчитываемых студенту, в случаях если объем работ по проекту им был выполнен не полностью. Снижение числа зачетных единиц можект произойти по объективным причинам (болезнь, отъезд студента и т.п.) или по субъективным причинам (студент не справился с полученным заданием и т.п.). Само по себе снижение числа зачетных единиц не влечет автоматического снижения оценки за уже выполненную часть работы.

Рекомендуемая форма отчета по проекту

Шаблон оценочного листа

Где можно почитать подробнее?

По всем вопросам, связанным с реализацией проектной работы, пишите в Дирекцию основных образовательных программ (project@hse.ru).