• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кино в Вышке: практика теории

24 мая в ГУ-ВШЭ прошла организованная Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований студенческая конференция "Анализ фильма в контексте современных гуманитарных исследований".

24 мая в ГУ-ВШЭ прошла организованная Институтом гуманитарных историко-теоретических исследований (ИГИТИ) студенческая конференция "Анализ фильма в контексте современных гуманитарных исследований". Она стала результатом работы одноименного спецсеминара под руководством Н. В. Самутиной. Работа спецсеминара показала, что синефилии покорны не только все возрасты (или, точнее сказать, курсы), но и факультеты. Несмотря на то, что работа в семинаре требовала готовности и умения работать с теоретическими текстами о кино, добрая половина из которых была еще к тому же и на английском языке, количество его слушателей к концу курса не уменьшилось. Участниками же конференции стали самые стойкие студенты, сумевшие подготовить и представить свои исследовательские проекты, основанные на проработке некоторого корпуса источников и литературы. Приятно отметить, что, несмотря на ненастную погоду, в дискуссии приняли участие не только докладчики, но и их друзья и однокурсники, которые пришли за них поболеть. Вела конференцию Н.В.Самутина, а в качестве комментаторов и научных консультантов в конференции приняли участие директор ИГИТИ проф. И.М.Савельева и преподаватели Программы общеуниверситетских гуманитарных факультативов ИГИТИ Б.Е.Степанов (ИГИТИ ГУ-ВШЭ) и Т.Ю.Дашкова (РГГУ).

В своем вступительном слове директор ИГИТИ И.М.Савельева отметила значение опыта научной работы, приобретаемого студентами в такого рода мероприятиях. Серьезный характер обсуждению на конференции придавала необходимость для каждого докладчика не только укладываться в достаточно жесткий регламент (7 мин.), но и оппонировать докладу одного из своих коллег. Главным позитивным впечатлением от конференции было то, что ее участники продемонстрировали как способность высказывать в достаточно рафинированной форме свои впечатления от фильмов, так и умение выходить на уровень постановки значимых для современных киноисследований проблем. Не случайно сразу несколько докладов были посвящены отношениям кино с другими культурными практиками — музыкой, фотографией, литературой, изобразительным искусством и, одновременно, саморефлексии кинематографа, соотношению в нем вымышленного и документального, сказочного и реального, профессионального и непрофессионального.

Вместе с тем разнообразные сюжеты, затронутые в докладах и дискуссии, вовсе не были отвлеченными, а затрагивали такие разные аспекты зрительского опыта, как эротика и насилие, сентиментальность и таинственность, ужасное и наивное. Важным итогом работы, проделанной студентами в рамках семинара, также представляется способность не просто смотреть кино "снизу вверх" или, наоборот, рассматривать его как нечто сугубо развлекательное, — но общаться с ним на равных, видеть его антропологическое содержание. Разумеется, участникам не всегда хватало "насмотренности", не всегда получилось отчетливо сформулировать задачу и принципы своего исследовательского проекта, однако понятно, что в таком деле главное не победа, а заинтересованное участие.

Впрочем, победы тоже были. По итогам конференции лучшим участникам были вручены самые что ни на есть синефильские призы — диски с культовыми фильмами. Лучшим докладом по мнению модератора и комментаторов был признан доклад Натальи Комаровой (ф-т социологии) "Феномен фотофильма и его промежуточное положение между двумя медиа". По итогам голосования среди студентов ("приз зрительских симпатий") получил доклад Аллы Горбушиной (ф-т права) "Роль маски и феномен амбивалентности в фильмах Тима Бёртона". Приз за наибольший индивидуальный прогресс был присужден Булату Ламбаеву (ф-т бизнес-информатики), а приз за лучшее оппонирование получила Дарья Хлевнюк (ф-т социологии). Приятным завершением напряженного конференционного дня стал небольшой фуршет, на котором общение участников продолжилось уже в неформальной обстановке.