Специалисты МИЭМ НИУ ВШЭ приняли участие в разработке ракеты-носителя «Ангара-А5»
23 декабря на военном космодроме Плесецк успешно прошел первый испытательный запуск новейшей российской ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». Эксперты МИЭМ НИУ ВШЭ отвечали за испытания материалов внешней поверхности ракеты-носителя.
Разработка ракет модульного класса «Ангара», в который войдут лёгкие, средние и тяжёлые носители, официально началась в 1995 году, однако из-за недостаточного финансирования программа работ фактически простаивала до 2005 года. Именно в это время, в 2006 году, к проекту подключились ведущие специалисты Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем МИЭМ НИУ ВШЭ — научный руководитель лаборатории профессор Евгений Пожидаев и начальник лаборатории профессор Владимир Саенко. Под их руководством и при их непосредственном участии была разработана методика проведения испытаний на электризуемость новых материалов внешней поверхности ракеты-носителя «Ангара-А5» (основной материал ракеты алюминиво-магниевый сплав).
«У космических аппаратов, находящихся на геостационарной и высокоэллиптических орбитах, при контакте с космической плазмой происходит значительное заряжение их поверхности (называемое электризацией), особенно во время геомагнитных бурь и суббурь. Чрезмерная электризация может привести к повреждению бортовых устройств и отказу всей аппаратуры. В лабораторной установке ЭЛА-50/5 были воссозданы основные факторы космического пространства, близкие к натурным. Затем мы проанализировали результаты испытаний и выдали рекомендации по снижению вредного воздействия электризации на новые материалы внешней поверхности и отдельные элементы РН “Ангара-А5”. После доработок было выдано заключение о возможности применения новых материалов внешней поверхности в ракете-носителе “Ангара-А5”», — пояснил начальник лаборатории Евгений Пожидаев.
Предполагается, что ракета-носитель «Ангара», стартовая масса которого составляет 773 тонны, сможет выводить на орбиту только спутники, а не пилотируемые корабли. Однако в конструкции предусмотрена возможность модернизации. Ракеты класса «Ангара» экологически безопасны, так как в двигательных установках вместо высокотоксичного гептила используются экологически чистые компоненты топлива — кислород и керосин. Ожидается, что с 2025 года новый класс ракет будет запускаться только с территории РФ и заменит ракеты «Протон».
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Корреспондент Отдела новостей
Пожидаев Евгений Димитриевич
Научный руководитель Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем
Саенко Владимир Степанович
Начальник Учебно-исследовательской лаборатории функциональной безопасности космических аппаратов и систем